Харьковские обыватели: кем они были?

Это сейчас слово «обыватель» имеет у активной части общества негативный оттенок. Так называется человек, живущий интересами только своей семьи, как бы вне своего города и страны, и связанный с окружающими только системой повинностей и налогов. Меж тем в прошлые века за ним стояла серьезная юридическая практика. Таким образом, мы имеем слово-отзвук с обрывками старых значений.

Обыватели настоящие и ненастоящие

Итак, реконструируем реального обывателя губернского города Харькова, жившего 200 или 120 лет назад. 
Городские обыватели с екатерининских времени и до реформ царя-освободителя разделялись на пять сословных групп, записываемых в отдельные разделы городовой обывательской книги:
— почётные граждане (личные и потомственные);
— гильдейское купечество, местноe и иногороднеe;
— мещане или посадские;
— ремесленники или цеховые;
— рабочие люди.
Казалось бы, так всё четко и понятно, но книга велась несколько по-иному, нежели приказала в 1785 году матушка-императрица.

И если ее изучать, то оказывается, что городские обыватели могли быть «настоящими» (домо- и землевладельцами) и «ненастоящими».
В обывательской книге записывались:
— имя, отчество и фамилия обывателя;
— возраст;
— семейное положение: холост, женат (тогда записывались данные о жене), или вдов;
— сведения о детях (имена, пол, возраст);
— имущественное положение;
— место жительства;
— профессиональные и общественные обязанности.
«К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в торговле, в мореплавании и ремеслах, — писала государыня, — …в городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках». Последующие узаконения ввели в состав городского общества, наряду с лицами, причисленными по закону к среднему состоянию людей, также и лиц других сословий, владеющих в пределах города недвижимой собственностью и несущих с неё повинности в пользу города. 
Городовое положение 1870 года окончательно устранило из устройства городского управления сословный принцип, а право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью в размере, требуемом законом.

Именитые, разгильдяи и прочие
 

Почётное гражданство (личное и потомственное) выросло из именитых граждан, которые были освобождены от телесного наказания; им разрешалось иметь сады, загородные дворы, ездить в карете парой и четвёркой, не запрещалось заводить и содержать фабрики, заводы, морские и речные суда.
1 января 1807 года Высочайшим манифестом звание именитых граждан было для купечества отменено и сохранено лишь для учёных и художников. Принадлежность к купечеству обусловливалась только записью в гильдии. Если почтенное купеческое семейство, которое почему-либо оказывалось не в состоянии объявить капитал, оно немедленно переводилось в класс мещан и с тех пор подлежало и рекрутской повинности, и подушному окладу, и телесному наказанию. Такие люди, спустившиеся по социальной лестнице, именовались разгильдяями. Кстати, в Харькове до 1840-х годов ни одного случая разгильдяйства не отмечено.
Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими судами и имели право свободного передвижения по стране — так называемую «паспортную льготу». Купцы второй гильдии могли владеть речными судами. Кроме того, купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Мемуарист Ф. Рейнгардт в течениеболее полувека наблюдал за купцами Павловыми, память о которых хранит площадь в центре города. Вот как он описывает их: «Далее, по той же стороне, на углу Университетской улицы у знаменитого Каменного столба, и теперь еще сохранившегося, дом купца Акима Исаевича Павлова… Он и тогда был постоялым двором с нумерами для приезжающих. В нижнем этаже были пряничное заведение, мучная и черная лавка. 
Трудолюбием и честностью этот старообрядец составил себе огромный капитал, увеличенный еще сыновьями его, особенно Егором Акимовичем, которые после смерти увеличили торговлю, переведя ее в выстроенный ими в 30-х годах через площадь, на углу Университетской улицы, магазин, состоящий из 3-х отделов, из которых угловой бакалейный, 2-й и 3-й мучной и черных товаров.
Торговля эта замечательна особенно тем, что она первая установила цены без запроса и торга и без зазыва покупателей. Как велик был оборот её — не знаю, но смело утверждаю, что в столицах подобной раздробной торговли я не встречал. Магазин с утра до вечера полон покупателей, а под праздники, особенно Рождества и Светлого Христова Воскресения, не дотолпишься. Выжидали покупатели терпеливо своей очереди. Множество, в каждом отделении, молодцов (приказчиков) едва успевали каждого удовлетворить. Конечно, при такой суете немудрено, что часто и обсчитывались в сдаче, но никогда никого не обсчитывали. Я много знаю тому примеров. Мне случилось однажды при покупке на 10 р. из 50 р. получить сдачи мелочью те же 50 р. Насилу убедил я хозяина, стоящего у кассы, что он ошибся. Он даже обиделся сначала и с неудовольствием согласился взять обратно 10 р. Директор 2-й гимназии Брасовский при мне послал солдата разменять 100 рублевую бумажку у Павлова и тот принес ту же бумажку и еще 100 р. Конечно, бумажка тут же с запискою была отослана обратно. Но такие случаи не мешали Павловым богатеть изо дня в день. На площади, на болотистой набережной Лопани воздвигли Павловы громадный дом в три этажа, обнимающий своими пристройками целый квартал (нынешнюю Европейскую гостиницу), теперь принадлежащий Обществу приказчиков. Дом  этот построен в конце 30-х годов на сваях; и чуть ли не более капитала уложено на утверждение фундамента, чем в самую постройку дома. Внуки почтеннаго Акима Исаевича успели справиться с этим богатством».

Харьковский мещанин


В Жалованной грамоте городам Екатерины II наименование «мещане» было определено как «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники и по положению стояли ниже купеческого. Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту (выдавался на год), а перей­ти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось автоматически).

«Мещане строго придерживаются старинных обычаев страны. Некоторые из них, особенно торгующие, привыкли уже к чайку и пуншику с кизляркою; попроще довольствуются снеданием горячаго кулиша по утрам или галушками с салом (непременно старым, т. е. прогорклым, которое предпочитают свежему для приправы борща и других снедей). Собираясь на пирушку, угощаются горилочкою, оселедцами, таранью, холодцом и салом с паляницею», — описывал очевидец харьковских мещан 1830-х годов.
Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.
Запись в мещане была возможна для крестьян при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей.
«…Они (харьковцы) отличались простотою и нетребовательностью; как в пище, так  и в одеянии и жилье довольствовались малым. Жизнь вели нравственную, были покорны старшим и к ним уважительны, религиозны, откровенны и честны. Особенно же гостеприимство во всех классах было широко распространено. Не менее отличались они и воздержанностью в употреблении напитков… Но и от удовольствий жители того времени не отказывались. Конечно, эти удовольствия были различны по классам, степени развития а также и по средствам каждого. Классы эти не смешивались, и каждый придерживался своего круга», — писал Ф. Рейнгардт.
Так и жили городские обыватели Харькова — мерно, патриархально, со своей сословной гордостью.
 

Дмитрий Губин.

http://timeua.info/post/

на сайте супер гдз 7 класс решебник русский 4 скачать гдз по немецкому решебник рус 8 класс решение задач интернет решебник по математике бесплатное решебник татар теле 2 класс английский решебник карпюк алла несвит 5 класс решебник гдз пименова решение задач по математике зубарева учебник по русскому гдз гдз тут класс 7 афанасьева решебник задачи гдз тут гдз по химии класс рудзитис решебник по алгебра 7 класс решебник 2011 гдз голицынский решебник по обж 11 класс здесь здесь sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap
ссылка sitemap