Педагог с 60-летним стажем помнит всех своих знаменитых учеников

Шестьдесят лет преподает в харьковском университете искусств им. Котляревского Нина Логвинова. Она дала путевку в жизнь Алексею Петренко, Нине Руслановой, Наталье Фатеевой и еще многим звездам театра и кино.
Читать дальше…

Российско-украинская дружба. История и современность

Режиссеры, поэты и писатели, ученые, которые «сделали» ХХ век
Читать дальше…

Тореадор из Васюковки

С Александром Бартеневым мы встретились в одной из аудиторий Харьковского дворца пионеров. Если не ошибаюсь, это был «санитарный день», и в помещении Дворца было необычно тихо и пустынно.

Так случилось, что в 1965 году 12-летнему харьковчанину Саше Бартеневу посчастливилось сыграть главную роль в короткометражном фильме «Тореадоры из Васюковки». Этот фильм был снят на Харьковской телестудии по мотивам романа детского писателя Всеволода Нестайко. И хотя к этому времени его книгу «Тореадоры из Васюковки» включили в Почетный список Ганса Христиана Андерсена, тогда мало кто ожидал, что корометражка о двух веселых школьниках-подростках из поселка Васюковка приобретет большую популярность. Однако фильм получил «Гран-при» на Международном телефестивале в Мюнхене (Германия, 1968 год) и главную премию на Международном кинофестивале в Александрии (Австралия, 1969 год). И определил судьбу Саши Бартенева. Конечно же, он видел себя актёром.

— В «Театр юных» Харьковского дворца пионеров, который вела Валентина Никитична Осипянц, я попал в 1963 году благодаря Вадиму Левину, — говорит Александр Георгиевич. – Вадим Александрович увидел меня в пионерском лагере и, надо полагать, разглядел какие-то актёрские данные. Валентина Никитична брала к себе в студию во Дворце пионеров ребят с улицы, и через год они уже играли в спектаклях. Я занимался у неё 12 лет…

Кстати, наш земляк Вадим Левин был коллегой Валентины Осипянц. В течение двух десятков лет этот выпускник ХПИ, а позднее – филологического факультета ХГУ вёл в Харькове детскую литературную студию. И одновременно на Центральном телевидении СССР в Москве был одним из ведущих детского ток-шоу «С утра пораньше». (В 2001 году этот известный поэт, детский писатель, педагог и психолог уехал в Германию)… Что касается Александра Бартенева, он закончил Харьковский театральный институт и был принят в труппу Харьковского русского драматического театра.

— Я проработал там с 1970 по 1976 год, — говорит Александр Георгиевич. – Затем я ушёл в армию, а потом… Странствовал. Например, в Риге попал в театр тоже к бывшему харьковчанину режиссёру Адольфу Шапиро. Пять лет работал у него в Рижском ТЮЗе…

Сегодня уже немногие помнят, какой славой пользовался в СССР Рижский ТЮЗ. Выпускник режиссёрского факультета Харьковского театрального института Адольф Шапиро тридцать лет – до 1992 года — возглавлял Рижский молодёжный (раньше он назывался ТЮЗ) театр, искусством которого восхищались зрители не только СССР, но и Германии, Италии, США, Канады, Югославии. После развала Союза и закрытия театра 53-летний Адольф Шапиро уехал из Латвии и стал работать как приглашённый режиссёр в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и Таллинна… В том же 1992 году из театра ушёл и Александр Бартенев. Он решил, что его делом станет просвещение. И действительно, Александр Георгиевич в течение полутора десятков лет «профессионально занимался в Новокузнецке на этой ниве». Впрочем… Кроме того, в Новокузнецке Александр Бартенев десять лет руководил частным театром: «Только в Москве мы дали сто спектаклей, объездили половину Сибири». А ещё до этого он успел закончить Щукинское театральное училище, два года проработать в Одессе, три года – в Томске-7, сменить три театра в том же Новокузнецке… Кстати, в Одессе наш земляк в качестве режиссёра внёс свой вклад в успех команды КВН Одесского государственного университета — «Клуб Одесских Джентльменов».

— Я тогда работал, в частности, с Олегом Филимоновым, Яниславом Левинзоном, — продолжает Александр Бартенев. — И сегодня, когда я вижу их по телевизору танцующими перед камерой в женских платьях, мне становится противно. Два года назад я вернулся в Харьков, где не был 30 лет. Половина моих друзей оказалась в США, половина – в Германии. Много потрясающих харьковчан разлетелось по всему миру. Сейчас мне здесь работать легко и тяжело. Многие хотят не дело делать, а подняться, вскарабкавшись на плечи других. Но это общая ситуация не только для Харькова…

— Театральный мир тоже сильно изменился?

— С одной стороны, я отношусь с уважением к новой сцене в Харькове. С другой стороны, вижу «родимые пятна», которые ее разрушают. Многие мои приятели занялись заработками, пытаясь при этом самоутвердиться любым способом. Но ошибается артист, который бегает по всем театрам, а потом прибегает на улицу Красина и думает, что, если он плохо играл там, то хорошо сыграет на малой сцене… Нельзя интересоваться только заработками… В Харькове много театральных коллективов, которых нет в Сибири. И это прекрасно. И, все-таки, культура сохранена. Например, поэтическая студия в Харьковском дворце пионеров, продолжая дело моего учителя Вадима Левина, и сегодня воспитывает отличных ребят.

— Согласитесь, Александр Георгиевич, всем хочется жить хорошо…

— Я не осуждаю людей, которые зарабатывают деньги. Я осуждаю тех, кто теряет человеческое в своей жизни. Но мы сегодня живём в эпоху корпоративно-эстрадного безумия. Куда бежит артист после того, как играл Гамлета? На корпоратив. Здесь заканчивается культура. Есть достойный труд, а есть… Мне лучше договориться со школой о выступлении там Дедом Морозом. Я так и делаю иногда. Деньги портят нас. За два года в Харькове я дал двадцать бесплатных концертов для ветеранов и пенсионеров. Я зарабатываю деньги в школах, делаю поэтические вечера, за которые мне платят. Но я и работаю с детьми, делаю то, что приносит мне удовольствие.

— Вы ощущаете себя актёром или режиссёром?

— Сегодня я рассматриваю себя как театрального педагога. Но не только театрального. Я почти 35 лет профессионально занимался музыкой, закончил четыре музыкальных школы. Очень люблю музыку. Пишу много. Актёр и режиссёр — это одна профессия, а человек, который пишет, это другое. Из всей деятельности, которая мне сейчас приносит удовольствие, — то, что я пишу. Это стихи, повести лирическо-сатирического плана, псалмы… Я рад, что в своё время вылетел из театра. Опыт, наблюдения, странствия вывели меня на другой уровень. За последние два года я написал три пьесы, 60 песен, несколько поэм, десяток рассказов, статьи в различные журналы. Мне приносят удовольствие занятия с детьми во Дворце пионеров, где я преподаю в студии. Наша студия использует театральную игру, чтобы рассказать об окружающей жизни…

— Планы…

— Я готовлю программу, в которой будет десяток прекрасных украинских песен и целый блок авторских песен. Я хочу этим заработать. Где? Пока не знаю. В прошлом году я бесплатно поставил спектакль в интернате в Новой Водолаге – «Кайдашева семья». Когда раскрывается занавес, перед зрителями возникает большая карта Украины, а под ней подпись: «Кайдашева семья». И начинается спектакль…

Время

на сайте супер гдз 7 класс решебник русский 4 скачать гдз по немецкому решебник рус 8 класс решение задач интернет решебник по математике бесплатное решебник татар теле 2 класс английский решебник карпюк алла несвит 5 класс решебник гдз пименова решение задач по математике зубарева учебник по русскому гдз гдз тут класс 7 афанасьева решебник задачи гдз тут гдз по химии класс рудзитис решебник по алгебра 7 класс решебник 2011 гдз голицынский решебник по обж 11 класс здесь здесь sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap
ссылка sitemap