«Играем вместе!»: посыл в будущее как надежда на новые встречи

В прошедшее воскресенье в большом зале Национального университета искусств им. И. П. Котляревского завершил работу XIX международный фестиваль музыкального исполнительского мастерства «Харьковские ассамблеи-2012». 

Наш корреспондент встретился с музыковедами и студентами кафедры истории музыки Харьковского национального университета искусств, поделившимися с ним своими впечатлениями об ассамблеях этого сезона.

— Оправдал ли себя девиз нынешних ассамблей — «Играем вместе!»?

— На мой взгляд, — рассказывает Ольга Бурдун, — как никогда выразительно была воплощена главная идея, давшая возможность почувствовать музыку на уровне универсального международного языка, на котором могут свободно общаться музыканты разных стран, представляющих многообразие национальных школ и традиционных для них направлений в этом виде искусства. Гео­графия этого фестиваля была достаточно широко представлена именами выдающихся исполнителей с мировыми именами. Где бы нам, студентам, можно было не только услышать, а играть в составе с такими выдающимися музыкантами как Денис Северин, Микаэл Самсонов (виолончель), Игорь Котляревский, Майк Белл и Вольфганг Манц (фортепиано), Жак Може (тромбон), вокалистка Карен Радклифф, скрипачи Сергей Островский, Никлас Йенсен, Виктор Абрамян, Мария Перуцкая, Валерия Насушкина, Буркхард Ремпе и Юрий Насушкин (выдающиеся дирижеры), Роман Перуцкий и Томаш Орлов (орган)!

— Как было оценено исполнительское мастерство воспитанников и педагогов Харьковской консерватории?

— В фестивале, — делится впечатлениями Елена Лисовенко, — принимали непосредственное участие студенты, ассистенты-стажеры, аспиранты и преподаватели нашего вуза, Харьковский академический молодежный симфонический оркестр «Слобожанский». Знаменитые зарубежные коллеги, среди которых были выпускники Харьковской специализированной школы и университета искусств, дали высокую оценку их достижениям, указав на очень важный аспект харьковской школы, в котором важен не сиюминутный результат, а крепкий учебный процесс, обеспечивающий в дальнейшем высокий профессионализм исполнительского мастерства.

— Неформально «Ассамблеи» делились на две части. Какая из них подарила большее количество творческих открытий?

— Их было достаточно, — уверяет Наталья Мукомол, — и в первой и во второй части. «Жемчужным ожерельем» второй декады стали органные концерты, состоявшиеся при поддержке Генерального консульства Республики Польша. У харьковчан и гостей была редкая возможность услышать игру уникального музыканта современности — профессора Катовицкого музыкального университета Томаша Орлова. В его оригинальной трактовке прозвучал «Сольный концерт для органа в исторических стилях». Восхищал импровизационный универсализм, причем предметом для импровизаций становились не только жанры — прелюдии, токкаты, фуги, но и национальные исторические стили — немецкое барокко, итальянский романтизм, французский стиль ХХ века. В руках одного исполнителя орган звучал симфоническим оркестром, раскрывая богатство тембральных многозвучий, а объем густого диапазона заполнял самые отдаленные уголки органного зала. Потрясающий концерт!

— Не меньший восторг, — продолжает разговор Ольга Шубина, — вызвал концерт главного органиста Кафедрального собора в Оливе (Гданьск), директора Балтийского филармонического оркестра, профессора Музыкальной академии Гданьска Романа Перуцкого, который в ассамблеевском концерте выступил в дуэте с супругой Марией Перуцкой, приоткрыв дверцу в неизведанный нами мир музыки Лучука, Пачоркевича, Боровского. За час с лишним музыканты Романа Перуцкого раскрыли перед слушателями два стилистических вектора, на которые ориентируются современные польские композиторы. Одним из них является «Musica sacra nova» — именуемая как новая сакральность, поиски духа, новая священная музыка (Adoration для скрипки и органа Ф. Боровского, Preludia Maryjne для органа Ю. Лучука). Другим пришлись по душе авангардные Andante для скрипки и органа Т. Пачоркевича и «Фуга-болеро» для органа М. Кручека, исполненная на «бис».

— Каковы ваши впечатления, пан Перуцкий, от встречи с харьковской публикой?

— Полные залы слушателей — признак хорошей организации фестиваля, и нам приятно, что столько людей проявляют интерес к классической и серьезной современной музыке. Желаем, чтобы в Харькове и во всей Украине благодаря фестивалю «Харьковские ассамблеи» хорошая музыка переполняла концертные залы, а слушатели с радостью посещали консерваторию, филармонию и оперный театр, — пожелал профессор из Гданська.

— Университет искусств тесно сотрудничает с творческими вузами Польши. Как и кем была представлена на ассамблеях польская музыка?

— Вечер польской музыки, — рассказывает Алина Костюкова, — продемонстрировал, что польские музыканты уже готовы покинуть «русло» единичных концертов в рамках фестиваля, дабы перерасти в нечто большее. Для слушателей были интересными встречи с вокальным ансамблем университета искусств «Cantus firmus», а также студентами и выпускниками вокальной кафедры «Nocturnum Quartet». Примечательно и то, что наряду с достаточно известными сочинениями Станислава Монюшко, Гражины Бацевич и не столь давно открытого харьковчанами Константина Горского, прозвучали малоисполняемые произведения, среди которых: вариации на тему прелюдии Скрябина для гитары Александра Тансмана и вокальный цикл «Розы для Сафо». Завершился же концерт харьковской премьерой «Девятого струнного квартета» молодого варшавского композитора Александра Костюва.

— Как харьковская публика принимала концерты Валерии Насушкиной?

— Дуэт «Eight Strings» в лице Валерии Насушкиной и Микаэля Самсонова (Германия), — восторженно повествует Мария Черняк, — порадовал ценителей камерной музыки, продемонстрировав эмоциональное разнообразие сложного репертуара — от вдохновленного фольклором дуэта Золтана Кодая до барочно-романтической «Пасскальи» Генделя в транскрипции Хальворсена. В завершение прозвучали почти роковые композиции Тима Штребля «Прощание» и «Ночь». Это был концерт-откровение, который врезался в память слушателей на всю жизнь.

— «Музыкальный марафон», если я не ошибаюсь, был проведен впервые?

— Он стал феерическим праздником музыки и исполнительского мастерства, — уверяет Юлия Николаевская, — в котором приняли участие более тридцати музыкантов! Играли пианисты, скрипачи, гитаристы и студенты эстрадного отделения университета искусств. Несмотря на продолжительность марафона (около 3 часов), слушатели с удовольствием наблюдали за музыкантами, восхищаясь их профессионализмом, любовью к музыке и преданностью своему делу.

Венчал фестивальные дни фантастический концерт фортепианного класса профессора, ректора университета искусств, народной артистки Украины Татьяны Веркиной. Каждое выступление участников концерта сопровождалось длительными овациями, ведь только лучшие и самые талантливые студенты и выпускники этим вечером дарили минуты радости и наслаждения фортепианным искусством. Программа концерта как всегда поражала своим разнообразием: звучали произведения различных жанров, эпох, как зарубежных, так и украинских композиторов.

В заключение концерта прозвучало сочинение харьковского композитора, народного артиста Украины Владимира Птушкина «Автограф», посвященное памяти корифея Харьковского университета Сурена Кочаряна (партию фортепиано исполнила Мария Бондаренко). Не смолкали овации и после долгого бисирования исполнению миниатюры Э. Морриконе, в котором дирижер Юрий Насушкин выступил и как солист, нежно взяв в руки скрипку. После очередной бури аплодисментов маэстро Насушкин произнес: «Играем вместе!», что стало посылом в будущее — будущее «Харьковских ассамблей», единственного фестиваля классической музыки в Украине.

http://timeua.info

на сайте супер гдз 7 класс решебник русский 4 скачать гдз по немецкому решебник рус 8 класс решение задач интернет решебник по математике бесплатное решебник татар теле 2 класс английский решебник карпюк алла несвит 5 класс решебник гдз пименова решение задач по математике зубарева учебник по русскому гдз гдз тут класс 7 афанасьева решебник задачи гдз тут гдз по химии класс рудзитис решебник по алгебра 7 класс решебник 2011 гдз голицынский решебник по обж 11 класс здесь здесь sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap
ссылка sitemap