Александр Лебедев: «Летучая мышь» — аргумент в пользу супружеской верности

Долгожданная премьера комической оперы И. Штрауса «Летучая мышь» состоится в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета имени Н. Лысенко 9 и 17 ноября. 

В декабре и январе 2013 г., во время новогодних праздников, театр еще не раз пригласит зрителей на премьерные спектакли, чтобы удовлетворить большой зрительский спрос на этот шедевр мирового музыкального искусства.

«Летучую мышь» Иоганна Штрауса у нас принято ставить как оперетту. Но за рубежом этот спектакль показывают именно на оперной сцене — в Вене и Мюнхене, Сан-Франциско и Сиднее. И музыкальный руководитель постановки, заслуженный деятель искусств Украины Виталий Куценко, и все, кто работал над премьерой: дирижер Юрий Яковенко, режиссер из Санкт-Петербурга Александр Лебедев, главный художник, заслуженный художник Украины Надежда Швец, хормейстер Елена Чумак и московский балетмейстер Лариса Александрова — сделали все, чтобы на харьковской оперной сцене «Летучая мышь» заиграла всеми красками комического музыкального жанра.

Беседуем с режис­сером-постанов­щиком Александром Лебедевым.

— Александр Юрьевич, есть ли сложности в постановке на оперной сцене спектакля, который уже «прижился» в другом жанре?

— Конечно, оперные певцы воспитаны немного по-другому. Они не так легки и подвижны, как это бывает в оперетте. Но и пре­имуществ у них много — сильные голоса, хорошая техника вокала, — то, чего в оперетте порой недостает. С балетмейстером Ларисой Александровой мне работать очень приятно и интересно. Хотя мы и спорим. Она предпочитает острый, современный язык танца, а у Штрауса — вполне традиционные вальсы и польки. В результате, как я думаю, должно получиться что-то интересное. Тем более, что и художник Надежда Швец предлагает яркое и образное решение. Иными словами, в традиционных рамках мы хотим предложить зрителю современный спектакль — по темпоритму, по рисунку мизансцен, манере подачи остроумных реплик. Я не сторонник того, чтобы одевать героев классических произведений в джинсы, вывозить их на мотоциклах и так подчеркивать близость к современным зрителям. И знаете почему? Музыка будет сразу сопротивляться. Она ведь всегда сопряжена с конкретной эпохой. Это все равно что подрисовывать усы мадонне. Будет китч, шутка, но это игра не по правилам. Думаю, что зритель ждет не этого.

— Значит, вы считаете, что это современный спектакль, хотя и одет в костюмы давно ушедшей эпохи?

— Пока будут сохраняться ценности семейных отношений, сюжет «Летучей мыши» будет востребован зрителем. Он подан в виде анекдотов, а не назиданий, но так гораздо интереснее вопринимается. Здесь я вижу вариант сказки про Золушку: наивная (но не глупая) домохозяйка, любящая жена, попадает на бал и становится в нем главным объектом внимания светского общества. Двойная победа Розалинды над Генрихом — это и есть итог развития сюжета. Точнее, муж раскрывает для себя Розалинду в новом свете, посрамлены его взгляды на семью. Изменится ли он — время покажет, но когда спектакль заканчивается, нет сомнений в том, кто победил.

— Многие считают жанр оперетты легкомысленным, хотя руку к ней приложили великие композиторы…

— Я на самом деле серьезно отношусь к оперетте. И когда слышу от коллег упреки этому жанру в ходульности и пошлости, очень удивляюсь, если не сказать больше. Разве можно сравнивать в этом смысле содержание оперетт Кальмана или Легара и, скажем, пьес Ибсена или Чехова? Оперетта это сказка для взрослых, причем довольно серьезная. Разве можно упрекать людей, которым нравился сериал «Богатые тоже плачут»? Они в той истории искали себя, свои чувства и похожие жизненные ситуации. То есть каждая оперетта легко создает свой мир, в который зритель хочет погрузиться. Его условность вовсе не ходульна. На самом деле в оперетте могут происходить серьезные драмы, как в «Сильве» или «Принцессе цирка».

— С нашими актерами вы уже познакомились. А чего ждете от харьковского зрителя?

— С харьковскими актерами мне было интересно работать. Каких-то кардинальных изменений в их подготовке не требуется, просто кому-то нужно помочь, подсказать, показать. Показ того, что присходит с персонажем, занимает меньше всего времени, поэтому я им часто пользуюсь. И актеры воспроизводят это по-своему. Я понимаю, что удобнее всего вокалисту петь, опершись на рояль. Но в оперетте так не может быть. Тут приходится много передвигаться, часто менять рисунок мизансцен. Современная публика вообще привыкла к динамичной подаче — от рекламы до выступлений КВН. И пассивность актеров ее отталкивает. Но поскольку оперетта — это в хорошем смысле слова коммерческий жанр, мы его и делаем привлекательным для зрителя.

Подготовил Александр Чепалов.

Из досье «Времени»

Режиссер Александр Лебедев в 1989 г. окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова как режиссер музыкального театра, с тех пор поставил десятки спектаклей в драматических, музыкально-драматических и оперных театрах Украины и России для детей и взрослых, в т. ч. коллективах Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Сибири, Ростова, Донецка, Днепропетровска, Симферополя. Пресса отмечает в работах А. Лебедева оригинальный и в то же время бережный подход к драматургии, использование ярких сценических метафор и плодотворную работу с актерами.

Балетмейстер Лариса Александрова в 1996 г. окончила Челябинский институт искусств и культуры как хореограф, в 2012 г. — Русскую академию театрального искусства по специальности «режиссура музыкального театра» (курс Романа Виктюка). Работала как танцовщица и принимала участие в международных фестивалях и конкурсах современного танца в России, Польше, Литве, Германии, Франции, Голландии. Получила престижную в русском театре награду «Золотая Маска» за постановку спектакля «Casting-off» в Перми. В настоящее время хореограф-постановщик балета «Москва».

 

http://timeua.info

на сайте супер гдз 7 класс решебник русский 4 скачать гдз по немецкому решебник рус 8 класс решение задач интернет решебник по математике бесплатное решебник татар теле 2 класс английский решебник карпюк алла несвит 5 класс решебник гдз пименова решение задач по математике зубарева учебник по русскому гдз гдз тут класс 7 афанасьева решебник задачи гдз тут гдз по химии класс рудзитис решебник по алгебра 7 класс решебник 2011 гдз голицынский решебник по обж 11 класс здесь здесь sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap
ссылка sitemap