Памяти Александра Барсегяна

С именем Александра Барсегяна связана целая эпоха харьковской и в целом украинской театральной жизни. Почетный гражданин Харькова, который почти 30 лет возглавлял местный театр русской драмы, скончался 7 сентября после продолжительной болезни. Выражаем глубочайшие соболезнования родным и близким Александра Сергеевича. И вспомним, что это был за человек…

О призвании

— Александр Сергеевич, что для вас театр?

— Театр — это диалог, диалог между сценой и зрительским залом. Общаясь со спектаклем, человек учится. Не в порядке обязательного, «школьного» обучения (из наших позиций давно ушел принцип советского театра: научить, что хорошо, а что плохо — нет, пусть зритель сам делает вывод; 500 человек после спектакля могут иметь как минимум 250 мнений). Театр дает повод зрителю подумать о том, что сегодня вокруг него происходит. Вообще у человека есть необходимость «подглядеть» жизнь со стороны и сравнить со своей жизнью. Если это не происходит через общение с театром, то все равно как-то происходит. Но театр предполагает не просто бытовой разговор о случившемся, а дает повод оценить это случившееся.

Как мы подбираем репертуар? Мы же не просто так берем пьесу, которая нас увлекла. Мы думаем: актуальна ли она, современна ли, нужно ли об этом сегодня говорить обществу или нет? Есть проблемы, которые сегодня очень остро стоят, а завтра исчезают. И наоборот — об этом надо было десять лет назад говорить.

У нас 20 спектаклей в репертуаре, каждый несет определенную тенденцию. Вот «Шут Балакирев» — там Меншиков, Екатерина, Петр Первый, его окружение, его государственная деятельность. А она, оказывается, вызывала сильнейшее противодействие. Пьеса имеет слегка шутовской взгляд на происходящее, но ведь зритель не приходит в театр изучать учебник по истории России. Второе название пьесы — «Придворная комедия». А ведь эту придворную комедию зритель видит в жизни. В день президен он проживет вместе с героями спектакля три часа. И волнения, которые происходят на сцене, задевают его тоже. И эти волнения — не только полученные в театре, а и благодаря другим видам искусства — дают почти незаметные эволюционные изменения.

Самое главное, что театр воспитывает соучастие, сострадание к судьбе другого человека. Люди после спектакля становятся более добрыми, хоть на какое-то мгновение… У Чехова есть замечательное определение: настоящий интеллигент тот, кто не себе делает добро, а рядом находящемуся.

Вот 4 апреля на закрытии Дней еврейской культуры в Харькове в нашем театре будет спектакль «Поминальная молитва». На него приглашена в основном еврейская диаспора. Мы спектакль играем уже 12 лет. Раньше евреи составляли подавляющее большинство зрителей — спектакль и в Полтаве, и в Виннице, и в Чернигове, и в других городах игрался, — и мы ощущали их неуверенность, что ли: уезжать из страны или нет. Они сравнивали то, что на сцене, с тем, как было при СССР: пресловутая «пятая графа» и так далее. Переживали остро, но открыто чувств не показывали. Сейчас на этом спектакле вы найдете от силы 10 — 15 евреев: одни уехали, другие уже смотрели. А реакция на спектакль ярчайшая: финал пьесы провожают с аплодисментами стоя. И зрители рукоплещут не актерам, а персонажам, людям. Потому что театр отразил не сугубо национальные, а общечеловеческие тенденции. Ведь коснуться это может всех: депортации были, репрессии были…

Да, сегодня поменялись государство, идеология, политический строй. Но нельзя — это моя принципиальная позиция и в искусстве — в угоду времени перечеркивать все, что было. Да, было много плохого. Была «тетя» из райкома, которая могла прийти и сказать: «Это плохой спектакль». Но ужасно и другое, когда мы начинаем разменивать все. Я не могу — и вы, уверен, не сможете — приравнять ветерана Великой Отечественной войны к ветерану бандеровского движения. А такие попытки есть.

— Если вам предложить такую альтернативу: что хуже — партийный, идеологический диктат или диктат денег?

— Плохо и то, и то.

— То есть, выбора нет?

— Нет.

О футболе и не только

— Если позволите, Александр Сергеевич, вопрос не из театральной плоскости. Знаю, что вы когда-то были очень активным болельщиком харьковского «Металлиста». Продолжаете болеть за эту команду?

— Да, конечно. Я очень переживаю за «Металлист» и надеюсь, что мы вернемся в высшую лигу.

Но что такое футбол для меня? Не говоря уже о социальной необходимости футбола, зрелищный ряд в нем — самый яркий из всех видов спорта. Художественная гимнастика тоже очень красива, но в футболе бывают настолько неожиданные композиционные и пространственные решения! Они интересны мне как режиссеру. Да, на поле все получается как бы спонтанно — сегодня, сейчас, здесь, — но ведь и мы три месяца работаем над спектаклем, чтобы зритель, придя в театр, думал, что происходящее на сцене возникает прямо на его глазах.

Еще одно. Когда я работал в Киеве, конечно, болел за «Динамо». А в Харькове стал болеть за «Металлист», — ведь нужно любить и уважать город, в котором живешь. А Харьков для меня — и Госпром, и Зеркальная струя, и университет, и хороший театр, и хорошая футбольная команда.

И последний момент: главный тренер — тот же режиссер, а команда — это актеры. (Кстати, когда «Металлист» тренировал Евгений Филиппович Лемешко, он приводил игроков на спектакли. В свое время я предлагал и Михаилу Ивановичу Фоменко — мол, если нужно…) Есть такое не совсем точное выражение: «Выигрывает команда, проигрывает тренер». В театре то же самое: если спектакль хороший — овации актерам, если плохой — виноват, получается, режиссер.

— В свое время я беседовал с Фоменко, и он сказал, что сегодня все наоборот: «Выигрывает тренер, проигрывает команда».

— Совершенно верно! И мне он это говорил! Может быть, он и прав. Хотя, скорее всего, следует «осовременить» эту формулировку: проигрывают вместе и выигрывают вместе. Когда мы начинаем друг на друга сваливать, значит, — что-то не то…

Конечно, важный вопрос — исполнители. Это беда украинского футбола, я бы даже сказал, украинской нации, что в ведущих клубах иногда на поле выходят девять «легионеров». Мне кажется, они все-таки за деньги играют, и только. Ну нет у них патриотизма, нет.

Или взять тот же «Металлист». Неужели Харьков не может подготовить одиннадцать ребят?

— Да их больше готовится, только играют они не в Харькове…

— В том-то и дело. Тут другая беда — давайте вернемся к театру. Вот у меня работал парень, получал 200 гривен. Уехал в Киев — зарабатывает 700 — 800, да еще звание заслуженного артиста получил. На хорошего актера, как и на хорошего футболиста, посягательств очень много.

Я знаю людей, которые ставят себе цель — обязательно попасть в Киев или в Москву…

— Но возникает и вопрос: стали ли бы, например, Балтача и Бессонов теми большими мастерами, если бы остались в Харькове?

— А должны были!… Ну чем Днепропетровск лучше Харькова? Ничем. А все-таки — «Днепр». И во всесоюзном чемпионате, и сейчас.

Я 16 лет работал в Киеве, был главным режиссером двух театров. Но ни одного дня я не пожалел о том, что вернулся в Харьков. Я видел зрителей не только в Киеве, Днепропетровске, Львове, я и в Минске поработал. И ничем, поверьте, ничем харьковский зритель не отличается от столичных. А если и отличается, то в лучшую сторону.

Один мой коллега (не хочу его имя называть) говорит, что в Харькове нет для него зрителя. Так чего ж ты тогда здесь работаешь?!

— Я понял, о ком вы… Могу ошибаться, но провинциализм, как мне кажется, в наших головах. Раньше было: если не Москва — плохо, теперь — если не Киев. Но талантливых людей намного больше, чем могут вместить столицы.

— Да, многие уехали, но ведь и остались тоже многие. У нас, к примеру, работает Ольга Титова, заслуженная артистка, одна из лучших в нашем театре, совсем юной девочкой пришла. Так вот, если бы Елена Яковлева из московского «Современника» — мы с женой ее очень хорошо знаем, — работала у нас, а Титова в Москве, то Яковлева едва ли бы потянула наш репертуар.

О корнях и кроне

— Вы режиссер русского театра в Украине. А армянские корни как-то сказываются на вашем творчестве?

— Наверное, человеку не только не стоит отрываться от своих корней, но даже, в общем-то, преступно, потому что такими Бог нас создал — армянином, русским, корейцем, евреем и так далее. Другое дело, что человечество развивается: можно развиваться в скорлупе, а можно по-другому. Русский выбор был сделан даже не мной, а моими родителями. Отец учился в Петербурге, мать в Москве, а когда сошлись, уехали к своим родителям, в Грузию. Вы ведь знаете, — армяне разбросаны по всему миру. Я воспитывался в армянской семье, говорящей на русском языке. И заложенное родителями дало свои плоды в детстве, а потом в вузе.

Ваш вопрос очень точный. Конечно же, природа не может не ощущаться. Это не значит, что в моих спектаклях прямолинейно обнажаются какие-то армянские корни. Но проявляются эмоциональность, особенности характера (хотя в одном народе характеры разные могут быть), какое-то романтическое начало.

В молодости я был знаком с композитором Хачатуряном. Он принадлежал даже не русской, а уже мировой культуре, но во многих его музыкальных произведениях чувствуется национальный оттенок.

— Расскажите о своей семье.

— Супруга моя киновед, окончила ВГИК, преподает в Харьковском театральном институте историю кино и русскую литературу — у нее два диплома, первое образование как раз по русской литературе. Сын работает в Киеве. Сначала в Молодежном театре, теперь на киностудии, довольно много снимается. Невестка ни к кино, ни к театру отношения не имеет, она переводчик со скандинавских языков. Внуку одиннадцать лет. Не знаю, кем станет, а вот сына остановить не сумел — он сам решил идти в театральный.

— В самом деле хотели его остановить?

— Нет. Я не понимаю своих коллег, которые запрещают своим детям идти в актерскую профессию. А я был очень рад, когда сын объявил о своем выборе. Он сегодня счастлив от того, что делает, и это самое главное.

 

О вредных привычках

— Вы давно курите?

— Всю жизнь. Когда закурил первый раз, не помню, но потом привычка оказалась неразрывно связанной с режиссурой. На репетициях больше курю. У нас был очень хороший актер, народный артист Табаровский (сейчас он на пенсии), так он смотрел на пепельницу и говорил: «О, вы что-то сегодня плохо репетировали…»

— А спиртные напитки какие предпочитаете?

— Обычно коньяк.

— Наверное, армянский?

— Армянский — по большим праздникам. Могу, конечно, и водки выпить, но в очень умеренных количествах, чаще всего для психологической разгрузки.

Но категорически не воспринимаю выпившего актера, да и вообще людей, для которых «это дело» стало смыслом жизни. У нас такого и нет, чтобы кто-то себе на работе позволил.

— А как же эти многочисленные актерские байки: хлопнул рюмку и на сцену?

— Да, говорят, что гениальный Амвросий Максимилианович Бучма мог перед спектаклем выпить стакан водки. Эти байки возникли, наверное, на реальных фактах. В плохих театрах, видимо, и сейчас пьют. Но это ужасно. Пьяный футболист много наиграет?

Вообще каждый человек должен для себя понимать: сегодня можно и сто граммов выпить, а завтра и пятидесяти нельзя.

О буднях и праздниках

— Насколько я знаю, раньше у артистов русских театров ставка была меньше, чем у их коллег в украинских. Это положение сохраняется?

— Конечно! До 1990 года такой дискриминации не было, зарплата в нашем академическом театре была до рубля такой же, как в аналогичном украинском. А сейчас там получают, если точно, на 220 процентов больше.

— Там в два раза с лишним лучше играют?

— Если бы… С этой несправедливостью мы не смирились, но бороться бесполезно. В Украине 11 русских театров. Из наиболее значительных — киевский, симферопольский и наш, харьковский. Киевский, в силу целого ряда обстоятельств, имеет статус национального, поэтому на особом положении. Симферопольский театр решает вопросы по зарплате благодаря крымской автономии. А вот мы — сами по себе. За счет большого — более чем в два раза — перевыполнения плана мы имеем возможность выплачивать премии.

Актриса сразу после института раньше получала 195 грн., сейчас будет 205 грн., а потом 237 грн. А хорошая актриса, со званием зарабатывает около 300 грн. Так ей лет двадцать в театре надо прослужить и почти каждый вечер выходить на сцену, выкладываться, проживая судьбу другого человека!

— Можно ли эту дискриминационную политику расценивать как направленную на ущемление именно русской культуры?

— Так оно и есть. Ведь разумных обоснований нет. Более того. Как-то лет десять назад я обратился к пану Здоровому, тогдашнему заму председателя Харьковского облисполкома, так он мне прямо сказал: «Хай вас годує Єльцін». Это слава Богу, что пока в правительстве еще не додумались пойти по другому пути: мол, мы вас не закроем, но лишим дотации.

А ведь мы тратим огромные деньги на содержание помещения, на коммунальные услуги, а еще нужны декорации — у нас каждые три месяца премьера — и так далее. 60 процентов расходов — это зарплата. Если лишить театр дотации, то цена билетов с 5 — 10 гривен должна подняться до 100. Это только для того, чтобы театр выжил. И театр, ныне демократичный, общедоступный, в таком случае оторвется от зрителя — человек, который любит театр, не пойдет туда, если это будет ему не по карману.

Так что дотация — это дотация украинского правительства украинскому народу.

— Можно ли назвать то, что в прошлом году театр им. А. С. Пушкина въехал в новое здание, символом перемен к лучшему в нашем обществе?

— Конечно. И не только для Харькова, а для всей Украины. Это прорыв. Мне звонили из других городов: а что, а как?..

Сейчас театр поменял социальное лицо. Раньше к нам приходили в чем хотите: в сапогах, в фуфайках. Мы никаких ограничений не вводили, но посмотрите: женщины уже в вечерних платьях, уже в туфельках на каблучках, уже с прическами.

Я вот еще что вам расскажу: оказывается, появилась новая традиция, — дни рождения отмечают в театре. Да-да, это наши буфетчики заметили. Собираются две-три пары, приходят на спектакль, а в антракте садятся за заранее заказанный столик и в течение 15 минут вручают цветы имениннику или имениннице, пьют шампанское. А рядом — в ослепительно сияющем фойе — остальные зрители, как будто они тоже на дне рождения.
на сайте супер гдз 7 класс решебник русский 4 скачать гдз по немецкому решебник рус 8 класс решение задач интернет решебник по математике бесплатное решебник татар теле 2 класс английский решебник карпюк алла несвит 5 класс решебник гдз пименова решение задач по математике зубарева учебник по русскому гдз гдз тут класс 7 афанасьева решебник задачи гдз тут гдз по химии класс рудзитис решебник по алгебра 7 класс решебник 2011 гдз голицынский решебник по обж 11 класс здесь здесь sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap
ссылка sitemap