«По ту сторону войны.Записки начальника пресс-центра» ( Глава 5)

«СЛАДКОВ. ПУТЬ РЕПОРТЕРА»

Мы познакомились больше двадцати лет назад. Крепко подружились. Общий язык нашли быстро. Оба военные. Сашка заканчивал Курганское высшее летное-политическокое, Успел послужить в забытых Богом Марах, я в Забайкальской Борзе. Нас сблизила война. Свой творческий путь он начинал в службе информации «радио России». В 93-м случились скандальные события в Первомайске, когда перестреляли омоновцев. Руководитель «Союза офицеров» Терехов потребовал пресс-конференцию. Послали Сладкова. Эфир устроил всех — и Терехова, и Попцова. Все были довольны.

   Потом пошло-поехало. Абхазия, Таджикистан, Приднестровье, Осетия. Горячие точки росли как грибы после дождя. А военная тематика Сашке всегда нравилась. Отец военный, сам выпускник военного училища, все детство провел в Монинском летном гарнизоне.

   —Представляешь, — не раз говорил мне — я после армии уволился. Трудно представить меня в искусстве — там все с серьгами, через одного красятся, Мне трудно понять их психологию. Мне чужда эта среда. А военные — моя среда. Захожу в любую часть, сразу уютно себя чувствую.

      В сентябре 1994 года Сладков со своей съемочной группой начал ездить в Чечню. Там начались уже свои особенности. Главное репортерское кредо Сладкова — говорить правду, какой горькой она не была. Этого правила, он придерживается. И по сей день. Правда, не всегда удавалось, вернее — не давали. Когда он вначале работал в Моздоке, приходилось «ложиться» под пресс-центр МВД. Они тщательно просматривали каждый отснятый материал. Время было гнусное и мерзкое. Жесточайший пресс, нужно было набраться терпение и пройти подобную цензуру. Только после этого репортер прошел своеобразное доверие. А что значит пройти этот пресс? Или давать официальную позицию изначально, то это станет своеобразным продуктом пропаганды. А можно плюнуть на все, переругаться со всеми и уйти в поисках другой информации.

   Сладков пошел по первому пути. Просто, правда, не такая страшная, как ложь. И он это доказал совсем скоро, в январе-феврале 95-го, когда работал на «больничке» где располагался штаб генерала Я.Рохлина. В те дни ,ни о какой цензуре речи не шло. Когда  Сашкина съемочная группа в вечернем выпуске «Подробности» на РТР показала шокирующие кадры умирающего солдата, доставленного в полевой госпиталь, это была правда для всех, прежде всего для военных.

   Сладков говорил мне потом, нервно теребя сигарету: «Понимаешь, в чем дело. Если  меня похвалят в пресс-центре, но я скажу неправду, как я могу вернуться в тот батальон, где я был полдня назад, снимая репортаж. Мол, потерь нет и все несут службу на блок — постах. Любой боец повертит пальцем у виска и отвернется. Больше всего и острее всего переживают правду люди в окопах.

   В это же время, когда шли тяжелые бои по всему Грозному, они снимали очередной сюжет. Идет бой, трупы валяются на улице, все кругом горит, пулеметные и гранатометные выстрелы, как полет шмелей в майские вечера. Город рушится буквально на глазах. Все по пояс в грязи. Идет штурм опорного пункта боевиков. Наши упорно движутся вперед. Генерал Рохлин прямо на камеру говорит, что это война никому не нужна. Приходится воевать не с какими — то бандитами и ополченцами, а с настоящими профессионалами. Сладков все это выдает в эфир. В студии все смотрят, монтажеры, техперсонал, руководство программы. Звонит взбешенный О.Попцов (в то время руководитель ВГТРК) Орет благим матом, грозится уволить Сладкова. Вот такая суровая, правда, войны.

     Как-то заговорили о материальном интересе. Он всегда присутствует на войне в журналистской среде. По мнению Сладкова, все нормально, когда никто не знает правил игры. Привел пример. Сидишь с одной стороны в самом пекле возле здания Совмина во время штурма Грозного. А с другой стороны работают такие же ребята, коллеги из других телекомпаний и агентств, с кем прошел уже Абхазию, Таджикистан. К примеру, Саша Ломакин. Сидит в доме рядом с гостиницей «Чайка» и мы стреляем друг в друга, как потом выясняется. Ему платят одну сумму денег, нам — другую. Платят и платят, особо никто не задумывался. А когда снайпер ранил звукорежиссера Серегу Кукушкина, а ему начислили за это 500тыс (по тем временам), а потом, отдав налоги и алименты, получил всего- то 100тысяч, постепенно стали понимать, здесь что-то не так. Потом стали платить больше. Меркантильный вопрос, конечно, но бесплатно в современных горячих точках никто не воюет. Это тоже, правда.

   Среди журналистов тогда, да и сейчас, регулярно ходили такие понятия ,как «джинса», «заказуха».Правда вслух об этом особо не распространялись. К примеру, на войне всегда существует особа категория так называемых стрингеров (об Эдике Джафарове я уже рассказывал). Это особая каста людей. Они едут в зону боевых действий на свой страх и риск, без всякой страховки, налоги никогда не платят, и продают свои материалы любым агентствам, преимущественно зарубежным, кто больше заплатит. Они считаются «солдатами удачи». Из таких стрингеров вырастают неплохие, и даже талантливые репортеры. Со временем их охотно берут в штат «Вестей», в программу «Время», в новостные выпуски НТВ. Но это все же охотничий инстинкт — желание сделать добротный материал и получить за это деньги. Но это вовсе не значит, что такой человек пойдет и снимет материал, который противоречит его моральным принципам. У Сладкова был приятель Тарас Працюк, киевский журналист из агентства «Рейтер» (через несколько лет погиб в Афганистане). Побывал практически во всех горячих точках. Один раз они оказались рядом со Сладковым в Абхазии. Нужно было снять минную войну по линии грузино-абхазского противостояния. Мужики из миротворческого контингента пообещали — все будет без проблем .Начали снимать .Саперы с собаками, все как положено. А Працюк со Сладковым сидят в машине и водку пьют. Подходит офицер (старший группы) и сердится. Мол, мужики, как же вам не стыдно, для вас стараемся. Как можно понятно объяснили — так не бывает. Нужно правду показывать.

    Был случай, когда банда С.Радуева захватила Гудермес. Нужна была «картинка» для эфира. Результат можно было достичь двумя путями. Первый — дать денег и обойти блокпост. У армейцев такое не прокатывает. Там либо пускают, либо нет. По второму пути пошел репортер Омельченко с ОРТ. Он снял зачистку дач возле Ханкалы. Попросил ребят пострелять. Те постреляли. Выдали в эфир за штурм Гудермеса. Все смеялись, а руководство в Москве поставило Омельченко в пример.

     Делались деньги и по-другому. Можно было завершив работу в очередной командировке в зоне боевых действий, отснять эксклюзивный материал ,и по дороге из аэропорта в редакцию заехать в другую телекомпанию или иностранное агентство, слив все под чистую, заработать на этом приличный куш. Некоторые так и поступали, чего греха таить. Только не Сладков. А во время событий в Первомайском в январе 1996 года японцы предлагали Сладкову приличную сумму денег за видеоряд. Сладков не повелся  Отснятый материал полностью перегнал в редакцию. Он всегда дорожил честью своей фирмы, а личные моральные и этические принципы ставил превыше остального.

   Саша всегда придерживается принципа, что журналист всегда должен быть одинакового качества .Человек не может быть в районе Садового Кольца порядочным, а в районе Люберец становится другим. Настоящий репортер, пишущий, снимающий должен быть везде одинаковым — порядочным,честным перед собой. Смелым, конечно. У журналиста должен быть хулиганский характер (в хорошем смысле слова), решиться на что-то неординарное. Часто вспоминал эпизод. Когда начался бой в том же Первомайском, журналисты залегли за небольшой бруствер. И снимали издалека. А вот один из ЭЙ-ТИ-Эн встал в полный рост, надел белую майку поверх куртки, чтобы не стреляли. И пошел по полю. А газетчикам легче. Могут собрать необходимый материал, не выезжая из Ханкалы. А есть и другие. К примеру, корреспонденты «Красной звезды» Олег Одноколенко и Петр Карапетян пошли вместе с морпехами на штурм Сунжы.  А вот фотографу или оператору никуда не деться. Нужна картинка. Даже когда идет бой, надо не за автоматы хвататься, а настраивать камеру и следить чтобы объектив не подвел.

 

   «Назвался груздем —полезай в кузовок» — любимая поговорка Сладкова. Приехал на войну — отрабатывай по полной. Некоторые хотели отсидеться в тылу, особо не вылезая, да еще награду получить. Ничего геройского не  совершить. Так не бывает. Всегда ставил в пример моих ребят  из «Защитника России». Он постоянно видел их на передовой, чумазых, небритых, но всегда в боевых порядках пехоты, десантников, танкистов. Поэтому фронтовая газета всегда была нарасхват.

    Очень тепло отзывался о своих помощниках Вадике Андрееве и Сергее Кукушкине. Вадик слегка прихрамывал, а при довольно тучном весе передвигался с трудом. Но везде успевал вовремя снять потрясающие кадры. Причем знал, когда это сделать  ненавязчиво. Допустим, после боя, на эмоциях в горячке, можно и по голове получить. То же самое и с техническим обеспечением. Трудно засунуть себе в ухо наушники крутить звук, когда рядом свистят пули. Под Ведено в горах, когда на хребет упал густой туман, видимость нулевая. Кукушкин назвал это подводной съемкой. Четыре раза камера глохла. И каждый раз он приводил ее в порядок. За время войны Сладков ни разу не слышал от своих ребят — не буду, не хочу, боюсь. И в войсках группировки их всегда называли неразлучной троицей. Любой командир среднего звена знал в лицо. Не говоря уже о командном составе. Тесные, доверительные отношения сложились у Сладкова с генералами В.Казанцевым, Г.Трошевым, В.Шамановым. А Геннадия Николаевича мы с Сашкой называли просто — «Папа». Трошев как-то заметил наш разговор, улыбнулся

    -Хорошо, что хоть дедом не называете. А ведь в те годы генералу было столько же, сколько Сладкову сейчас. В свои пятьдесят с небольшим вновь не сидит без дела. Уже полгода безвылазно находится на Донбассе. И меня время от времени подначивает: «Генка, здесь война третий год. А ты без дела сидишь в своем Белгороде!».

   Репортеров такого калибра можно пересчитать на пальцах одной руки. Современные войны родили и других репорьеров. Например, в полной мере проявили себя Семен Пегов, Евгений Поддубный. Можно назвать другие фамилии. Но не зря, видимо, Сладков так долго находится на Донбассе. Такие люди там нужны. Частенько созваниваемся по мобилке. До сих пор ношу кожаную куртку, подаренную Сладковым двадцать лет назад. Она стала неотъемлемой частью моего домашнего гардероба. А наша дружба — частью моей жизни.

геннадий алехин 

Родился и вырос в Харькове. В 1980 году закончил ЛВВПУ(факультет журналистики.Полковник запаса. Во время двух чеченских войн был редактором армейской и окружной военных газет,начальником пресс-центра группировки войск на Северном Кавказе. Многолетний пресс-секретарь генерала Г.Трошева.

на сайте супер гдз 7 класс решебник русский 4 скачать гдз по немецкому решебник рус 8 класс решение задач интернет решебник по математике бесплатное решебник татар теле 2 класс английский решебник карпюк алла несвит 5 класс решебник гдз пименова решение задач по математике зубарева учебник по русскому гдз гдз тут класс 7 афанасьева решебник задачи гдз тут гдз по химии класс рудзитис решебник по алгебра 7 класс решебник 2011 гдз голицынский решебник по обж 11 класс здесь здесь sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap
ссылка sitemap