Не может появиться легкость «без слез, без жизни, без любви…»

Главный балетмейстер Харьковского академического театра музыкальной комедии заслуженная артистка Украины Ирина Клепикова в этом сезоне отметила сразу два юбилея — свое 60-летие и 40-летие творческой деятельности, посвященной искусству хореографии.

— 40 лет не малый срок, а с чего начинался ваш творческий путь?

— Челябинское хореографическое училище считаю своей alma mater, там постигала основы классического танца у выдающегося педагога Тамары Дулевской. Затем была принята в труппу оперного театра, где исполнила ведущие партии в балетах «Яг-Морт», «Дон Кихот» и «Лебединое озеро».

Моя творческая карьера складывалась на сцене столичного театра Коми АССР довольно удачно, но молодость требовала чего-то большего, очень хотелось попробовать себя в иных танцевальных формах. Меня привлекал авангардный балет, но, к сожалению, он не находил места в традиционном формате советского академического театра.

— Поэтому вы и оказались в труппе харьковской оперетты?

— Да, потому что этот театр в 1970 годы слыл прогрессивным и интересным коллективом, при котором негласно существовала, если можно так выразиться, творческая лаборатория, осуществляющая поиск новых выразительных сценических средств. Благодаря тесному сотрудничеству с известными режиссерами и балетмейстерами осуществлялись постановки интересных по всем театральным направлениям спектаклей.

— Вы можете назвать хотя бы несколько имен?

— Режиссера народного артиста СССР Владимира Канделаки можно считать моим крестным отцом на харьковской сцене. Первой работой стал перуанский танец в поставленной им оперетте «Перикола». Посчастливилось работать в одних спектаклях с женой Владимира Аркадьевича, выдающейся актрисой современности Татьяной Шмыгой, которая часто приезжала на исполнение ведущих партий в классических опереттах нашего театра. Следует назвать имена народных артистов Украины Владимира Бегмы и Александра Барсегяна, выдающихся балетмейстеров Алексея Якубова, Леонида Фарбера и Сергея Федянина, ставивших авангардные для тех лет спектакли на всем постсоветском пространстве. Участвовала в концертных программах с Андреем Мироновым, Марией Менакер, Геннадием Хазановым, Ольгой Аросевой, Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным.

— Несколько слов о балетном составе 1970-х?

— Тогда в харьковской оперетте танцевали классные солисты балета Марина Бесединская, Евгений Баранник, Виктор Мусиенко и Александр Нелаев. Представители разных хореографических школ привносили в танцевальные партии какой-то особый неповторимый колорит.

— Вспоминая вашу исполнительскую манеру, хочу отметить сильный, темпераментный и очень уверенный ритм подачи танца, даже в самых лирических партиях. Техника или черта характера?

— В данном случае, вы не первый, кто об этом мне говорит. Видимо, это происходило оттого, что я была влюблена в репетиционные моменты, к которым относилась весьма требовательно. Таково мое природное качество, которое, вне всякого сомнения, переходило и в образную трактовку того или иного сценического характера. Индивидуальность танцовщика — его вторая натура, которая и отличает одного исполнителя от другого.

— На поиск характерных особенностей влияет партнер по танцу?

— Все происходит как в жизни. Мы не одинаково ведем себя по отношению к разным людям. Вне всякого сомнения, партнер оказывает влияние на манеру поведения, а если партнеров несколько, даже в одной и той же партии ощущаешь себя по-разному. Однако хореографические рамки танцевальной миниатюры остаются всегда неизменными.

— С кем танец приносил творческую радость?

— Первыми моими партнерами были Виктор Мусиенко и Александр Шевченко, с которыми мы вместе танцевали на протяжении двух десятилетий. На нашем языке это называется — «станцованность», когда уже познаешь танцовщика как самого себя, ловя и угадывая все малейшие нюансы.

— В «Ритм-балете», а этот спектакль занимал особое место в репертуарной афише, пользуясь большой популярностью у зрителей, вашим партнером был Виктор Шеленберг, бывший солист Одесского театра музкомедии. Дуэт сразу стал заметным явлением, о котором в те годы много писали и говорили…

— Это был сильный, технически хорошо оснащенный танцовщик, ему в труппе не было равных. Шеленберг, помимо прекрасной пластики, обладал недюжинными актерскими способностями. Хорошо ориентируясь в музыкальной культуре разных эпох, он страстно поддавался эмоциональному порыву, а от этого его танец заражал искрометной сменой чувств. На сцене с ним было легко, так как все импровизационные моменты подавались им в танце изящно, не мешая, а наоборот, помогая балерине осмысливать свой характер иначе, чем это было раньше. Наше сценическое партнерство впоследствии через дружбу переросло в любовь. Мы прожили в браке шестнадцать лет. В мае 2001 года Виктор скончался после второго инфаркта.

— К тому времени вы уже не танцевали, а занимались балетмейстерской деятельностью?

— Да, совместно с Виктором мы поставили танцы к двум спектаклям «Моя прекрасная леди» и «Вор в положении». Мне трудно было без него, но спасала работа. На пользу мне пошли переданные мужем постановочные навыки. С головой окунувшись в профессию, ставила один спектакль за другим.

 

— Сколько сегодня на вашем счету хореографических трактовок к разным по жанрам спектаклям?

— Более одиннадцати спектаклей и двадцать два оригинальных концертных номера. Сегодня балетная труппа, которой я руковожу, укомплектована полностью очень способными артистами балета. Среди общего, достаточно высокого, уровня особенно выделяются солисты — Виталий Кириенко, Александр Гричаный, Тамара Косарева и Елена Морозова.

— Особенности вашей работы с молодыми исполнителями?

— Ежедневный изнуряющий труд у балетного станка за мизерную зарплату и большая любовь к искусству. Не в моих правилах льстить себе, но в данном случае, за мной стоят молодые ребята, исполненные желания сделать в своей профессии все возможное, чтобы поддержать творческий уровень впервые созданного в Украине театра музыкальной комедии. Присвоенный статус — академического театра, обязывает наш балет соответствовать профессиональному уровню. И мы сделаем для этого всё возможное.

 

— Одной это под силу?

— Почему одной? Театр музыкальной комедии — это многовекторное творчество. Не случайно в его название вложено два понятия — музыка и комедия. Конечно же, самый крепкий профессиональный узел, связующий все творческие направления — это главный дирижер нашего оркестра, заслуженный деятель искусств Украины Ярослав Сорочук. Помимо работы с музыкантами, в его обязанности входит тесное сотрудничество и с вокалистами, и с артистами балета. Надо отдать должное Ярославу Ярославовичу — он справляется со своими обязанностями просто мастерски. Практически у него нет нормированного рабочего дня. Я как главный балетмейстер, естественно, в первую очередь вхожу в творческий контакт с ним. Так как подбор музыкального материала, а затем и изучение клавира, невозможно без его участия. Построение всех танцевальных номеров первоначально происходит не в балетном зале, а за его рабочим столом.

Пластический рисунок спектакля затем обсуждается с главным режиссером Александром Драчевым. Он вносит свои пожелания, так как общий замысел спектакля принадлежит только ему. Когда возникает такая необходимость, режиссер-постановщик просит нас задействовать в вокальных или хореографических номерах драматических артистов театра. Тогда предстоит очень скрупулезная работа с мастерами универсального жанра. Когда один исполнитель, играя роль, поёт, танцует и ведет диалоги.

— Как вы с позиций сорокалетней творческой жизни оцениваете такое определение — «оперетта — лёгкий жанр»?

— Так могут говорить только зрители, любящие наше «тяжелое» искусство за его легкость, дарящую им со сцены хорошее настроение. Ну, а то, что происходит за кулисами, остается спрятанным за кулисами. Вспоминая Пушкина, скажу: «Без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви» — не обретает легкости наша сложная театральная судьба.  Время

на сайте супер гдз 7 класс решебник русский 4 скачать гдз по немецкому решебник рус 8 класс решение задач интернет решебник по математике бесплатное решебник татар теле 2 класс английский решебник карпюк алла несвит 5 класс решебник гдз пименова решение задач по математике зубарева учебник по русскому гдз гдз тут класс 7 афанасьева решебник задачи гдз тут гдз по химии класс рудзитис решебник по алгебра 7 класс решебник 2011 гдз голицынский решебник по обж 11 класс здесь здесь sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap
ссылка sitemap