Тайны Божьей обители

Говорят, дорога к храму у каждого своя. У нашего собеседника эта дорога во многом необычна — он храмы создает.

За время своей профессиональной и творческой деятельности главный архитектор государственного проектного института «Укр­горстройпроект», профессор Харьковской национальной академии городского хозяйства Павел Чечельницкий построил более 500 различных зданий. А за время независимости Украины по проектам возглавляемого им коллектива архитекторов построено около 30 культовых сооружений — как в Харькове, так и за его пределами.

«Мода» на храмы

— Павел Георгиевич, вы обучались своей профессии в советское время. Разве тогда учили, как строить храмы?

— Вы думаете, храмы — это только религия? Любой храм — это, прежде всего, национальное искусство — искусство архитектуры, кладки кирпича, резьбы, ковки, позолоты, иконописи, музыкальных распевов и т. д. Увы, этот огромный пласт национальной культуры за ХХ век был почти забыт, и сейчас мы пытаемся его возродить. Да, в советское время нас не учили возводить храмы, ведь их тогда не строили. Но мы изучали и реставрацию, и национальные искусства народов СССР. Мы слушали потрясающие лекции по храмам Алексея Алексеевича Тица. На его учебниках выросли несколько поколений архитекторов. И на обмеры храмов мы ездили, а рисовали их сколько! И мне это всегда нравилось. В 1960-е годы, когда я закончил институт, по всей стране строились только пятиэтажные дома. Естественно, хотелось каких-то интересных форм, непохожих на простые прямоугольники. А церкви как раз и обладают такими формами.

— Изменилась ли эстетика современных храмов по сравнению с теми, что строились до революции?

— Она всегда меняется. На храмы тоже есть «мода». Она не бывает плохой. Если мода популярна, значит, она нужна людям. Просто со временем наше восприятие меняется. Когда у нас были только панельные дома, мы привыкли к очень простым формам, отсутствию орнаментов на фасадах. Неудивительно, что нам тогда очень нравилась псково-новгородская храмовая архитектура. Она действительно прекрасна. Но и более поздняя, московская, школа, оказывается, не хуже, ее основатели улучшили то, что было придумано до них. А еще более поздняя — ярославская — так она еще интереснее, и т. д. В храмовой архитектуре все время шло развитие — менялась форма куполов, появлялись новые детали, другая насыщенность. Но в 1917 году этот процесс остановился. Сейчас эти стили пытаются обновлять, но для православия это неактуально. Наш коллектив занимается возрождением традиций. Разрабатывая проект нового храма, мы не делаем копий уже существующих, но используем конкретный стиль, его детали. Хотя все равно требования времени заставляют вносить в проекты и современные детали.

— Какие, например?

— Например, узлы вентиляции, которые в царские времена никто не делал. В поисках возможности «замаскировать» их я обратил внимание на один из храмов московского Кремля — с маленькими узкими башенками, каждая под своим куполом. Они были сделаны просто для красоты, не несли никакой функции. А я в нашем проекте обустроил в них вентиляционные узлы.

— А отопление в храмы подводится?

— Да. В некоторых дореволюционных церквах я даже видел печки. Сегодня пожарными категорически запрещается подводить к храму газ. Приходится строить рядом отдельное здание и уже оттуда подавать в храм тепло.

Вообще, храмы, которые мы строим сейчас, только внешне похожи на старинные. На самом деле это вполне современные здания, с металлическими конструкциями, с монолитным железобетоном и т. д. Раньше строящийся храм одевали в леса. Сейчас на земле собираются целые блоки (даже если это кирпичная кладка) и подъемным краном ставятся в нужное место.

— Словом, уже не замешивают раствор на куриных яйцах и т. п.?

— Конечно, нет. Но самый большой комплимент для нас — когда люди удивляются, узнав, что храм — новый, а не старинный. Конечно, опытный глаз видит, где новое, а где старое. Потому что строим мы беднее. Раньше, например, массово применялась лепка. Но с тех пор специальность лепщика практически была уничтожена и сейчас эта работа оценивается по художественным расценкам — порой дороже, чем строительство самого храма. В Киеве Успенский собор восстановили именно таким методом. Но большинству заказчиков это не по карману. Как правило, украшения на фасадах новых храмов — это обычный кирпич, который хорошо уложен в соответствии с чертежами.

Вообще, строительство, в том числе и храмов, дорогое удовольствие. У меня нет ни одного храма, который был бы построен идеально. Два храма, которые воздвигнуты наиболее близко к проекту — это армянский храм и храм на высоте маршала Конева (он выполнен в псково-новгородском стиле).

Секреты старых мастеров

— Какие стили храмовой архитектуры наиболее широко представлены на Слобожанщине?

— Православные храмы здесь строились, в основном, в русском и украинском стилях. В Харькове эталон украинского стиля — это Покровский собор. Хотя там есть и немного от русского — цокольный этаж, которого в Украине не делали. Я очень люблю этот стиль. Кстати, и мой первый храм — в селе Чернещина (это был вообще первый вновь построенный храм на Харьковщине) — сделан в стиле украинского казацкого барокко. Меня за него казаки даже орденом наградили. Но, я вам скажу, Харькову не очень повезло: в нем мало хороших храмов с точки зрения чистоты стиля — строили кому как хотелось. Нередко в мелких населенных пунктах встречаются отличные образцы соблюдения храмовой стилистики. Мне пришлось восстанавливать храм Рождества Пресвятой Богородицы в Лубнах Полтавской области. Он считался одним из лучших храмов второй половины XIX века в царской России.

— Встречаются ли какие-то секреты старых мастеров при обследовании старинных храмов?

— Есть, например, определенные приемы усиления звука. Самый простой вариант — вмонтированные в кладку глиняные глечики — горлышком внутрь помещения. Правда, это ослабляет кладку и в интерьере эти горлышки выглядят черными пятнами, зато звук улучшается. Глечики устанавливали не везде, это любили в Украине. А вообще акустика обеспечивается определенными пропорциями помещения.

— Существуют ли сейчас ограничения по высоте храмов? Говорят, что в царской России нельзя было строить колокольни выше колокольни «Иван Великий» в московском Кремле, а в харьковском Успенском соборе ее все-таки сделали выше…

— Мне кажется, это миф. Я могу назвать целый ряд храмов, которые выше. Но здесь стоит сказать несколько слов о харьковском менталитете. 1770-е годы, в Харькове — около 8 тыс. жителей. И Харькову нужен новый храм. Каменный. Не хуже, чем последний из построенных в Москве. Поехали в Москву, получили чертежи и построили нынешний Успенский собор. Прошло 40 лет, в Харькове уже 12 тысяч жителей, и нужно пристроить к этому Успенскому собору колокольню. Естественно, не такую, «как в соседнем селе». А ну-ка, даешь колокольню выше, чем «Иван Великий» в Москве! Вы вдумайтесь: в городе одно-двухэтажные дома, мазанки под соломой. Но мы строим одну из самых больших колоколен, столичного уровня. Вот это менталитет Харькова! Люди на это не жалели денег. Им не позволили строить, мол, куда вам до Москвы, и семь лет они добивались этого разрешения. Говорят, даже обманули приемную комиссию, показав на чертежах высоту колокольни не целиком, а разбив ее на кусочки. Но ведь построили!

— Удивительно. А ведь в XVII веке первый харьковский воевода жаловался царю на то, что жители всячески уклоняются от строительства крепости…

— Нужно говорить правильно: они хотели строить крепость по своим казацким «обыкностям», а воевода хотел по-русски. Харьков-то заселяли, в основном, украинцы.

Вообще, величина храмов и сегодня нередко становится предметом споров — теперь уже между церковью и архитекторами. С одной стороны, город должен выделять для строительства храмов «парадные» места, а храмы, построенные там, в свою очередь, должны доминировать над окружающей застройкой. Но в советское время места под строительство храмов не резервировались, и сегодня даже в 1,5‑миллионном Харькове таких мест очень немного. Но их все-таки выделяют. Церковь удовлетворена. Но когда земля уже выделена, начинают говорить, что денег на строительство большого храма нет, мол, спонсоры подвели, давайте строить маленький. Но одно дело — построить маленький храм в поселке на окраине города, и совсем другое — например, на Салтовке, где он просто затеряется среди высотных домов.

Сегодня из новопостроенных храмов в Харькове нет ни одного большого (в соответствии с Московским классификатором), который вмещал бы в себя более 500 прихожан. Строим мы только малые или средние (до 400 человек). А вот в тех же Лубнах (это даже не областной центр) построили храм на 700 человек, в селе Троицком на Луганщине — на 800 человек. В Харькове же самый «ходовой» храм на 200–250 человек (для сравнения — Благовещенский собор рассчитан на 1400 человек).

Тем временем в Сокольниках строится баптистский духовный центр Христиан веры Евангельской вместимостью 3,5 тыс. человек. Недавно в Харькове открыли и самый большой в Европе центр буддизма. Вот это размах! А мы строим маленькие скромненькие храмы. Неудивительно, что наши граждане все больше увлекаются конфессиями, которые не имеют отношения к нашей культуре.

Лучший мой храм строится, увы, не в Харькове, а в Полтаве. Это 9-купольный кафедральный собор на 1,5 тыс. человек. Там будет самая высокая в Украине колокольня — 97,5 м. Кроме того, это еще и безопорный храм, т. е. в нем нет колонн, а пролет металлических подпружных арок — 25,5 м. Это очень старая система, так строили еще древние сирийские христиане. Только они делали арки из кирпича или натурального камня, а мы — из металла, что гораздо проще. Для сравнения — пролет подпружных арок в храме Христа Спасителя в Москве — около 12 м.

Для Харькова у нас есть проект 9-ку­поль­ного храма Жен Мироносиц, который предлагали построить за Стеклянной струей в сквере «Победа». В старину такие храмы возводились исключительно мастерами Слобожанщины. Проект этот отмечен медалью на выставке в Белгороде и специальным призом Союза Архитекторов России. Но в Харькове к его реализации не приступили.

— Павел Георгиевич, большой ли у вас коллектив?

— Нет, небольшой. Несмотря на сложности с заказами, он сохраняется долгие годы. В этом году мы неожиданно начали работу над тремя новыми храмами, так что даже приглашали новых сотрудников. Должен сказать, что у нас ни один строящийся или построенный храм еще не оставался без призов на профессиональных конкурсах архитектурного творчества — как областных, так и международных.

«Время»

на сайте супер гдз 7 класс решебник русский 4 скачать гдз по немецкому решебник рус 8 класс решение задач интернет решебник по математике бесплатное решебник татар теле 2 класс английский решебник карпюк алла несвит 5 класс решебник гдз пименова решение задач по математике зубарева учебник по русскому гдз гдз тут класс 7 афанасьева решебник задачи гдз тут гдз по химии класс рудзитис решебник по алгебра 7 класс решебник 2011 гдз голицынский решебник по обж 11 класс здесь здесь sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс sitemap
ссылка sitemap