Прогулки по Харькову: улица врачей и скифских баб
Эта улица, находящаяся в минуте ходьбы от самой крупной в Европе площади, сумела сохранить тишину былой городской окраины
По меркам Харькова улица, сейчас известная как Тринклера, возникла довольно поздно – в 70-х годах XIX века. В 1877 году на месте пустырей здесь построили девять лазаретных бараков для лечения раненых и больных солдат. Спустя 10 лет - в 1887 году – на картах улица еще не обозначена, в 1895-м как безымянная начинается от идущего перпендикулярно Сумской Госпитального переулка, а в 1903 и 1915 годах обозначена на адрес-планах как Харитоненковская. Список домовладельцев Харькова за 1909 год улицу не называет вовсе, зато меняется на Харитоненковский название переулка.
В начале XX века улица, по сути, делилась на две следующие друг за другом обширные территории – Харьковского императорского университета с его клиническим городком и жилыми домами и военного госпиталя. С началом Первой Мировой войны, улицу переименовывают еще раз. В милитаризованном духе времени она становится Лазаретной.
В советский период название продержалось до 1925 года, когда в Харькове умер выдающийся врач-хирург, ученый, педагог и член Нобелевского комитета профессор Николай Тринклер. Улицу и следующий за ней въезд нарекли в его честь.
Если до революции на улице было предостаточно пустырей, то после 1917 года ее начинают интенсивно застраивать. Напротив госпиталя появляется одно из главных футбольных полей города, ранее тупиковую улицу продлевают на север и соединяют с современной ул. Динамовской, а с августа 1932 года от Госпрома сюда переносится трамвайная линия, соединяющая Южный вокзал и парк Горького (сейчас – маршрут №12).
Де-факто улица начинается с площади Свободы. Недавно построенный под чемпионат Европы 2012 года по футболу первый в Харькове 5-звездочный отель «Харьков Палас» прописан по адресу проспект Правды, 2, но по сути это первое здание на Тринклера. Вплоть до окончания Второй Мировой войны здесь находился построенный в 1914 году архитектором Виктором Величко 4-этажный химический корпус медицинского факультета Харьковского университета. Здание было разрушено в годы войны, но место отавалось вакантным даже после строительства станции метро «Госпром». Что построить на этом месте, не нарушая конструктивистский архитектурный ансамбль площади, придумали только пару лет назад.
По ул. Тринклера, 2, где сейчас прописаны салон красоты и несколько ресторанов, находится старый корпус гостиницы «Харьков». Ранее она называлась «Интернационал». Строили здание по проекту архитектора Григория Яновицкого в последние годы «первостоличного» Харькова — в 1932-1936. Проект в стиле конструктивизма оказался настолько удачным, что получил золотую медаль в Париже на Всемирной выставке 1937 года. В годы войны нацисты держали в здании заложников и казнили жителей города. Здесь же, на крыше «Интернационала», 23 августа 1943 года солдаты 227‑го стрелкового полка 183-й Харьковской стрелковой дивизии водрузили знамя Победы, возвестив о втором освобождении Харькова.
По нечетной стороне улицы Тринклера, после ее пересечения с проспектом Правды, начинается так называемый «Клингородок» — «Харьковская областная клиническая больница». Многие здания здесь – дореволюционной постройки, но реставрировать их начали только недавно.
Гигантское и сложное по конфигурации здание напротив (ул. Тринклера, 6) — также медицинского профиля. Возводилось оно в 1935 году по проекту архитектора Виктора Эстровича и предназначалось для созданного в 1923 году Украинского института рабочей медицины (преобразовано в первый в СССР НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний). Со временем здесь «поселились» и другие медучреждения: Харьковская областная стоматологическая поликлиника, кафедры хирургической, ортопедической и терапевтической стоматологии медицинского университета и института совершенствования врачей.
На углу улиц Тринклера и Данилевского расположено крупное и не лишенное изящества классицизма трехэтажное здание, построенное в 1901 году по проекту архитектора Виктора Величко для студенческого пансионата. В 1907 году в дом переселился Зоологический музей Харьковского университета, преобразованный через 30 лет в музей дарвинизма.
Когда в 1941 году университет эвакуировали, музей остался в Харькове. В его здании жили жены профессоров, которые сумели получить в немецкой комендатуре охранную грамоту, и сберечь основную часть коллекции. После войны здесь одновременно с музеем работали экономический и биологический факультеты университета. В конце 1962 года, после ввода в строй нового корпуса вуза на площади Дзержинского (ныне — Свободы), здание полностью перешло в распоряжение музея. В январе 1964 года сюда переехал и минералогический музей, образовался Музей естествознания (природы). Позднее в здании на Тринклера, 8 поселится еще один музей — археологии и этнографии Слободской Украины.
Сейчас в 23 залах музея хранится более 250 тысяч экспонатов со всего мира – начиная от чучел, тушек, черепов, скелетов и самых крупных в стране коллекций птиц и насекомых (более 110 000 экземпляров!) до всевозможных образцов горных пород, минералов, ископаемых остатков и муляжей вымерших животных.
Посетители музея обязательно обратят внимание на древние скульптуры, расставленные вдоль тротуаров перед входом. Это скифские и половецкие каменные «бабы», которых привезли в Харьков из слобожанских степей в ходе подготовки ученых к XII Археологическому съезду в августе 1902 года. В апреле 1961 года 11 половецких и 2 скифских скульптуры были перевезены сюда на старой «полуторке» и установлены в заранее выкопанные ямы перед фасадом музея. Спустя лет через 35 одна из скифских «баб» бесследно исчезла…
«В 1997 году знакомые мне сказали, что видели на территории военного госпиталя скифскую «бабу». Когда ее нашли, она валялась во дворе у ограды, никому не нужная. Но возник вопрос, как она туда попала, — вспоминает историк и прежний директор музея археологии и этнографии Слободской Украины Валерий Скирда. – Выяснилось, что ее не воровали, а какой-то выпуск курсантов решил повеселиться и без задней мысли стащил «бабу». Решили продемонстрировать физическую мощность, мол, сила есть – остальное достанем. Метров 300 с ней они прошли, а потом скорее всего перекинули через забор. Потом они же ее и вернули в музей – погрузили в грузовик и нормально поставили».
Собственно, длинная огороженная территория по нечетной стороне ул. Тринклера, за которой находится Военно-медицинский центр Северного региона — тот самый военный госпиталь.
Сразу за перекрестком улиц Тринклера и Культуры и напротив основательных жилых «сталинок» с роскошными дворами — еще одна ограда. Синий металлический забор появился здесь в 2008 году – после окончательного разрушения легендарного Сумского рынка. Основанный в 1947 и перестроенный в 1964 году, он всегда славился изысканными товароми, продавцами и запредельными ценами. Здесь были полы из ковровой плитки, художественная роспись на стенах, витражи над главным входом, а торговый зал поражал «гомо советикус» обилием света и чистотой. Сейчас за оградой с прикрепленным плакатом проекта нового рынка - оживленная стройка.
Источник фото: Евгений Боровик
Евгений Боровик