Если завтра война…

«Защитник Отечества» для современного украинца понятие скорее абстрактно-патриотическое, чем конкретное. Какова специфика современных войн, как и почему в мире назревают вооруженные конфликты и каким образом они могут угрожать национальной безопасности Украины?

Об этом мы беседуем с харьковским политологом, профессионально занимающимся исследованиями в сфере военных конфликтов и глобальной безопасности Вячеславом Целуйко.

Недовольных легко использовать…

—Все, что обычный человек знает о современных войнах, так это то, что они происходят преимущественно в странах арабского мира, инициатором их являются США. Официальная версия – несоответствие диктаторских режимов Востока американским представлениям о цивилизованности и демократии. О подлинных целях инициаторов конфликтов мы можем только догадываться: геополитический и энергоресурсный передел мира, валютные вой­ны.

Вячеслав Александрович, ваше мнение, насколько верны представления граждан о современных военных конфликтах?

— Действительно, роль США в современных вооруженных конфликтах значительна, но в то же время, следует заметить, что на пустом месте эти конфликты не возникают.

Режимы Ближнего Востока, власть которых не меняется десятилетиями, ведут к тому, что в обществе нарастает протестный потенциал. Возможно, без воздействия извне он бы и не вылился в вооруженные формы противостояния. Но без общественного недовольства создать ситуацию вооруженного конфликта было бы крайне проблематично, если не невозможно.

Во-вторых, последние конфликты, например, в Афганистане и Ливии, были весьма интересны по своей технологии. Режимы Талибан и М. Каддафи пали фактически под воздействием трех факторов.

Это местные повстанческие силы, которые на самом деле были слабы, но их задачей было приковывать к себе внимание правительственных силовых структур. И вот, когда повстанцам удавалось вовлечь правительственные войска в противостояние, по регулярной армии наносился воздушный удар. Потому как военная мощь США в значительной степени определяется средствами разведки и нападения с воздуха. И наконец – это силы специального назначения западных стран, которые негласно координируют действия местных повстанцев, находясь среди них.

Примечательно, что, в отличие от других конфликтов конца XX — начала XXI века, где ведущую роль играли США, как раз в ливийском конфликте роль американцев была умеренной, основную нагрузку несли на себе Франция и Великобритания.

— Что происходит теперь в Ливии и как там себя чувствует население – непонятно. По истории иракского конфликта мы видим, что «коготки» США здесь надолго «увязли» и непонятно, достигнуты ли стратегические цели США в этом конфликте? Перспективы Афганистана еще более туманны. Импорт демократии вооруженным путем, очевидно, себя не оправдывает…

— Есть вполне конкретные интересы. Иракская кампания начиналась в значительной степени ради нефти. Сегодня США опосредованно контролируют запасы иракской нефти, а нынешний иракский режим находится в полной зависимости от США, несмотря на то, что американские военные покинули территорию Ирака.

Афганская война, конечно, не столь явно выгодна США из-за ресурсов, которых в Афганистане практически нет. Она была бы оправданной, если бы США таким образом удалось закрепить свое влияние в постсоветской Средней Азии, которая исторически воспринимается Россией как периферийная, но исключительная зона собственных интересов. Базы НАТО появились в Таджикистане, в Киргизии и Узбекистане. Однако когда в 2005 году в Ферганской долине начались волнения, жестко подавленные И. Каримовым, произошло охлаждение отношений Запада и Узбекистана, что привело к выдворению американской базы из этой страны. В 2014 году планируется вывод войск НАТО из Афганистана. В 2013-м будет выведена значительная их часть, включая половину американского контингента, и возникает вопрос о сохранении присутствия НАТО и США в регионе.

Узбекистан ныне считается наиболее перспективным государством для сохранения американского присутствия, несмотря на то, что демократия в этой стране весьма проблематична. Однако Узбекистан — одно из самых мощных государств в регионе, поэтому не удивительно, что именно на него США делают ставку. И тут очень знаковым является выход Узбекистана в 2012 году из Организации договора о коллективной безопасности стран СНГ.

«Арабская весна»: посеешь ветер, пожнешь бурю?

— Ваша характеристика новых очагов горячего противостояния в Сирии и Мали.

— Конфликты в этих двух государствах происходят в несколько разных условиях. Мали – это бывшая французская колония, в которой находятся существенные запасы урановой руды, но еще не разрабатываемые. То есть в плане добычи полезных ископаемых эта страна представляет пока больше перспективный интерес, чем реальный. Однако Мали находится рядом с Нигером, где есть крупнейшие месторождения урана, разрабатываемые Францией. А французская энергетика в значительной степени базируется на атомных станциях. И, соответственно, нестабильность в Мали, которая грозила перекинуться на Нигер, особо беспокоила Францию.

В Сирии же ситуация несколько иная. Там идет гражданская война. Проблема Сирии в том, что в этой стране у власти долгое время находились представители этнорелигиозного меньшинства – алавитского ответвления шиизма. А большую часть населения Сирии составляют пораженные в политических правах сунниты, как арабы, так и курды. Пример Египта и Туниса подтолкнул суннитское большинство к акциям протеста, которые не замедлили перерасти в вооруженный конфликт.

Однако внешний фактор в конфликте также присутствует. Повстанцы получают материальную помощь со стороны нефтяных монархий Персидского залива и добровольцев из ряда мусульманских государств. Сирийские власти, в свою очередь, активно поддерживаются Ираном и ливанским движением «Хизбалла», а также получают дипломатическую и материальную помощь из России.

Несмотря на то, что Сирию, в отличие от Ливии, никто не бомбит, зона влияния власти Башара Асада сокращается и, можно предположить, что и без внешнего вмешательства правительство Асада падет. И, возможно, ему удастся сохранить только алавитские территории на побережье Сирии.

— Исходя из того, что мы уже знаем, можно ли прогнозировать возникновение новых горячих точек в этом и других регионах?

— Безусловно, происходит экспорт так называемой «исламской революции» из одного государства в другое. То есть люди, получившие опыт повстанческой деятельности в Ливии, оказавшиеся после гражданской войны не у дел и к мирной жизни не приспособленные, отправляются в Сирию, где, как известно, скопилось довольно много иностранных добровольцев и наемников из Туниса, Ирака и Ливии.

Драматизм ситуации заключается в том, что, когда США оккупировали Ирак, то Сирия поддерживала силы сопротивления Ирака против США. По иронии судьбы, теперь те же люди, которых в свое время поддержало правительство Асада, повернули оружие против него. Таким образом, ветер из Сирии породил бурю, которая ее же и сносит…

Сбывается ли пророчество Ванги?

— Можно ли сказать, что сбывается пророчество Ванги о том, что третья мировая война возникнет в этом регионе?

— Вы знаете, по поводу третьей мировой войны — это в значительной степени спекуляции. Масштабная война возможна между более-менее равными по мощи субъектами. Скажем, между США и Китаем, Россией и США. Но такая война на данном этапе крайне маловероятна. А военный потенциал арабского мира несопоставим с потенциалом Запада. Поэтому конфликты будут, но в виде перманентной террористической борьбы. Или череды локальных войн. Например, после Сирии конфликт может перекинуться на Ливан. И, скорее всего, так и произойдет, потому что в Ливане весьма неоднородное население по этнорелигиозным признакам. Там периодически вспыхивают гражданские войны и происходят стычки между различными этнорелигиозными группами.

Что здесь актуально для постсоветских стран? Кроме того, что такие конфликты неизбежно приводят к потоку беженцев, включая территорию Украины, далеко не все эти беженцы могут быть мирными гражданами. Возможна некоторая инфильтрация носителей радикальных течений ислама, вплоть до проникновения боевиков. Важно также и то, что на стороне сирийской оппозиции воюют чеченские и узбекские исламисты. Получив боевой опыт, приобретя материальные ресурсы и наладив связи с сирийскими повстанцами и их спонсорами со стороны монархий Персидского залива, они «привезут» исламские революции в Среднюю Азию и на Северный Кавказ.

В Средней Азии опасность представляет то, что среднеазиатские постсоветские режимы довольно слабы. Власть коррумпирована, оторвана от народа, уровень жизни населения невысокий и вероятен среднеазиатский вариант «арабской весны», если конфликт получит поддержку извне от заинтересованных сторон.

— Недавно в программе Савика Шустера известный итальянский публицист Джульетто Кьёза выступал в качестве эксперта-евроскептика, сетовал на глубочайший экономический кризис в Европе и прогнозировал войну. И, действительно, экономические кризисы и войны зачастую близнецы-братья. Возможны ли непредвиденные конфликты с вмешательством вооруженных сил уже на территории европейского континента, непосредственно вблизи украинских границ?

— Конечно, в современном мире ничего нельзя предвидеть на сто процентов. Теоретически войну отрицать невозможно. Но, мне кажется, что конфликт на территории современной Европы весьма маловероятен. Потому как войны просто так не начинаются, нужны представители враждебных интересов. А на территории ЕС не прослеживается жесткого конфликта интересов, который бы требовал вооруженного вмешательства. Даже Сербия стремится вступить в Евросоюз, несмотря на поражение 1999 года и потерю Косово.

— Военные угрозы Украине существуют?

— Теоретически — да. И, я думаю, что главная угроза Украине – это… наша слабость. Не секрет, что наши Вооруженные силы 20 лет находятся в кризисе, а их реформирование заключается в постепенном сокращении. Состояние украинской армии позволяет нашим военнослужащим участвовать в миротворческих операциях, она еще способна отразить агрессию в ограниченных конфликтах за какой-нибудь клочок границы, но в случае полноценного вторжения со стороны более мощного государства наша армия самостоятельно, вне той или иной системы коллективной безопасности, защитить страну не сможет.

То есть наша собственная слабость может спровоцировать то или иное государство решить спорный вопрос с Украиной силовым путем.

http://timeua.info

Новости партнеров

Яндекс.Метрика
Добавить рекламное объявление
sitemap sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс ссылка поиск людей по фамилии в москве игры онлайн телефонный справочник севастополя 2013 онлайн ссылка интернет магазин детских игрушек чернигов телефонная база данных г тула на сайте справочник телефонов домов отдыха омск справочник телефонов организаций десять лучших игр онлайн на сайте поиск человека по имени фамилии и отчеству бесплатные игры тут тут любимые питомцы онлайн игра онлайн адрес тут ссылка здесь Геймер Борис тут sitemap