«Вставай, Украина!» Подробная хроника бессмысленного протеста

Утром 18 мая я проснулся с отчетливым желанием спасти родину. Главным образом, от себя самого, поэтому долго переводил будильник, пытаясь поспать подольше. Но злая техника победила и заставила подняться с кровати, одеться как можно более мило (чтобы не спутали с митингующими) и отправиться в центр города, где акции, как протестные, так и мирные, устроили все, у кого было свободное время.

Естественно, как и во всех предыдущих случаях попыток «народных восстаний» (вспомним хотя бы удачный выход Луценко из тюрьмы), власть оппозицию переиграла, объявив 10 мая выходным, а 18-е, соответственно – рабочим днем. Так что, как ни старайся, до заявленных 60 тысяч человек акция «Вставай, Украина» не дотянула. Но зрелище оказалось весьма внушительным, пестрым и немного нелепым: несмотря на показушное «единение», каждый уважающий себя оппозиционер пришел с собственным флагом и плакатом. Кроме основных политсил – «Батькивщины», «УДАРа» и ВО «Свобода», объявилась и «Европейская партия», и какие-то мелкие общественные организации. А каждый представитель регионов страны, судя по всему, узрел в этой акции панацею от собственных проблем, вот и писали на плакатах все, что угодно: от обвинений чиновников местного масштаба, до банальных призывов отпустить Тимошенко.

Кого было по-настоящему много, так это милиции. Тихими голубыми стайками правоохранители перетекали между людьми, переговариваясь по рациям, а на случай серьезных беспорядков в «трубе» (переход под Майданом) собралось около 150 «беркутовцев» в полной боевой выкладке. Кроме того, припарковаться в центре оказалось практически невозможно. Автобусы с синими номерами стояли везде: в маленьких двориках (удивительно вместительных, правда!), у обочин, возле кафе и ресторанов. Возле них бродили хмурые люди в форме и старательно докладывали обо всем.

Да, я тут стою, у Дома архитектора, чуть-чуть выше Майдана. Да не, все спокойно вроде пока. Ну, может позже. Ну, я в любом случае здесь, технику охранять надо, — объяснял кому-то в трубку обстановку уставший милиционер, посматривая на окружающих жалобными глазами.

А возле Европейской площади уже творилось форменное безумие. Когда-то давно Руперт Мердок сказал, что у каждого человека будут 15 минут славы. Я не уверен, что митингующие слышали эту фразу или вообще знают, кто такой Руперт Мердок, но каждый старался попасть в объективы видеокамер и фотоаппаратов, рассказывая о том, как «банду будэ зныщено» и «Юли – волю». Кто-то скандировал, кто-то подтанцовывал под музыку, доносящуюся из колонок, и только сорок стоиков держали флаг Украины, задыхаясь от жары.

Когда появился Арсений Яценюк, народ заволновался. Еще бы – вот он, лидер, способный решить все их проблемы. И его тут же окружили просящие и сочувствующие. Кто-то говорил о жилищном вопросе, кто-то жаловался на беспредел власти. Арсений Петрович, как истинный оппозиционер, винил во всем Партию регионов и обещал, что жизнь улучшится. Сроков, правда, не называл, но старался выглядеть деловито, как генерал, проводящий смотр войска. Хотя  из-за трехдневной щетины  больше напоминал хипстера. Судя по выражению его лица, войско собралось так себе. И вправду, какие вояки из пенсионеров, женщин и студентов? Хорошо хоть охрану взял…

Рядом с Яценюком бродили прохожие и жалели его. По-своему.

Чего они к Яценюку пристали? – громко возмущался дяденька в кепке «Батькивщина». – Чем он им поможет? Переворот надо делать!

С дяденькой соглашались, что да, надо, вот сигнал будет – и сразу сделают. Верилось в это с трудом – из-за жары все были вялые и инертные.

А вот колонны гопников из ВО «Свобода» не подкачали. Крупные, сильные, не отягощенные свободной волей и интеллектом, они, казалось, даже жары не замечают, а если и замечают, то каждая капля пота – это жертва на благо Украины.

Соратники Яценюка – Виталий Кличко и Олег Тягныбок – появились позже. Кличко бодро прошагал откуда-то из-за Дома профсоюзов в сопровождении бодигардов, а Тягныбок и вовсе возник позже, зато в самой гуще событий.

Рыбешки помельче – вроде Александра Турчинова и Андрея Ильенко – пытались расставить народ по местам. Причем, пастор постоянно заводил шарманку о «Слава Украине – героям слава!», а Ильенко красовался в удобной вышиванке. Почему-то, правда, на молнии.

Колонна двинулась около половины первого. Люди шли, скандируя лозунги, и, как писал классик, воздуха совсем не озонировали. Лично я искал водометы, надеясь, что кто-то устроит провокацию, и милиция их вымоет. Но чуда не произошло. К тому же вчера мне ясно сказали: организаторы акций драк не заказывали. Пришлось смириться – не заказывали, значит, не будет.

В это время самые веселые события происходили рядом с Михайловской площадью. Несколько юмористов в костюмах кроликов, с флагами, морковками и водяными пистолетами выкатили перед колонной на БРДМ (боевая разведывательно-диверсионная машина). Наперерез им тут же устремились орущие организаторы и «попросили» передвинуть транспорт, не стесняясь в выражениях. В конце концов, ребята сдались и, окатив толпу из водяных пистолетов морковным соком, уехали на Большую Житомирскую.

А толпа шла на Софиевскую. В первых рядах двигались лидеры. Они держались за руки, чтобы было видно, что оппозиция у нас объединенная. Все трое – Яценюк, Тягнибок и Кличко – выглядели сосредоточенно, но время от времени улыбались каким-то шуткам людей, идущих рядом. Ну как  рядом. Рядом с охраной. Потому что единение с народом – единением с народом, а личная безопасность все-таки важнее.

Но, пока толпа собиралась (собирались довольно-таки долго, людей было много, около двадцати тысяч), размещалась там, искала удобные места, самое интересное происходило на задворках. Броневик с «кроликами» попытался прорваться на Софиевскую. Митингующие этому воспротивились и, в итоге, загнали его на Большую Житомирскую, к стенам Главка МВД. Потом прозвучало мнение, что «кроликов» надо бить. Мнение подали ребята в марлевых повязках, но бить пошли все.

Распрю между несколькими пассажирами БРДМ и несколькими десятками «героев Украины» прервало появление бойцов Госслужбы охраны МВД в полной выкладке, которые оттеснили всех, окружили броневик плотным кольцом. Немного позже появились милицейские офицеры, но «кролики» уже сверкали фонарями и разбитыми лицами.

В ходе выяснения обстоятельств  правоохранители решили отогнать броневик на Львовскую площадь.

Смотри, сейчас я залезу внутрь и поеду на нем до Львовской, там будем разбираться. Во избежание, — говорил один из офицеров. – Это ж как «газон» (грузовик марки ГАЗ).

А вы водить его умеете, — поинтересовался кролик.

Кого? «Газон»? Что я, «газон» не водил? – ответил офицер.

Но, как выяснилось, управление оказалось слегка сложнее. Так что броневик встал посреди дороги. И тут на него наткнулись «свободовцы».

Описывать дальнейшее сложно, потому что резко стало непонятно, кто с кем дерется. Сначала «свободовцы» порезали колеса БРДМ и слили с машины горючее. Потом появилась еще одна группа людей. Затем – еще одна. По разным версиям, за военную машину дрались представители ВО «Свобода», УДАРа и некие неизвестные. Конечно, появились и невинные жертвы – особенно, среди журналистов. В больницу увезли корреспондентов «5 канала» и «Коммерсанта»: героически сражаясь, крепкие ребята не разделяли своих и чужих, поэтому получили все.

Но результат драки был предсказуемым. Как в старом анекдоте, победили фанаты «Беркута» — около 300 человек из спецподразделения оттеснили всех дерущихся и, не обращая внимания на град из бутылок, начали выдавливать «героев» с поля боя.

В это время на самом митинге лидеры оппозиции подписали очередную бессмысленную декларацию, пообещав выдвинуть единого кандидата в президенты уже во время второго тура выборов, а если, мол, власть отменит второй тур – тогда и будут решать, кому страной править. Никакой конкретики, в общем, никто не дождался. Да и, скорее всего, никто и не ждал. Зато поорали знатно и подрались.

В очереди к киоску встретил несколько ребят в майках УДАРа. Они покупали пиво в пластиковых бутылках, тут же сдирали этикетки, клали бутылки в матерчатые сумки и бежали обратно, слушать своих лидеров. И от этого стало грустно. Ведь каждый из них – избиратель, который решает, кто будет править страной, в которой я живу. И еще немного стыдно. Стыдно за то, что я пришел в нормальной одежде (даже рубашку надел). Что выбрасывал окурки в урны. Что пил исключительно воду. Что не срывал голос. Что не хочу, чтобы эти люди пришли к власти в стране.

В общем, оппозиция в очередной раз продемонстрировала, что слово «объединенная» — это просто слово, а весь митинг «Вставай, Украина» напоминал детское желание померяться половым органом – смотри, мол, у меня длиннее. И че? И ниче. Все равно никто не дает. Разве что помахать им могу.
Дмитрий Бунецкий, специально для   Полемики

Новости партнеров

Яндекс.Метрика
Добавить рекламное объявление
sitemap
sitemap