В Харькове подорожал проезд в электротранспорте
Новые тарифы на проезд в метро, трамвае и троллейбусе вступили в силу со вчерашнего дня. Накануне они были утверждены на заседании Харьковского горисполкома.
Стоимость проезда в метрополитене увеличилась в полтора раза — с 2 до 3 грн., в наземном электротранспорте — с 1,5 до 2 грн.
Как всегда, причину роста тарифов власти объясняют подорожанием энергоносителей, запчастей и материалов, а также повышением уровня минимальной заработной платы. Свою лепту внесло и государство, «традиционно» не компенсирующее транспортным предприятиям затраты на перевозку пассажиров, имеющих льготы, самим же государством и предоставленные. Например, за 2012 год Харьковский метрополитен перевез 240 млн. пассажиров, из них 46 млн. льготников. Затраты на их перевозку были компенсированы только на 20%.
— Действующий тариф в размере 2 грн. не покрывает затрат КП «Харьковский метрополитен» на обеспечение качественных и безопасных перевозок пассажиров, — сообщил на заседании исполкома директор департамента экономики и коммунального имущества Михаил Фатеев. — В связи с этим 27 декабря 2012 г. предприятие обратилось с предложением о пересмотре действующего тарифа. За прошедшие 5 месяцев были детально проанализированы расчетные материалы предприятия и проведены все законодательно определенные процедуры. Так, проект решения об установлении нового тарифа и анализ его регуляторного влияния был опубликован 2 марта в газете «Харьковские известия». За период, прошедший со дня публикации, по данному проекту было получено три письменных обращения. Телефонных обращений в управление тарифной политики не поступало. (Для сравнения: после публикации проекта решения по изменению тарифов по квартплате поступило 1264 обращения — 505 письменных и 759 телефонных.) По двум обращениям даны подробные разъяснения о причинах повышения тарифов. А обращение центрального комитета профсоюза работников ЖКХ, местной промышленности и бытового обслуживания населения, в котором содержалось требование приведения тарифа на перевозку в городском электрическом транспорте до уровня себестоимости, принято к сведению. Собственно, этот проект решения как раз и направлен на приведение тарифа до уровня себестоимости.
Кроме того, сообщил Михаил Фатеев, расчеты новых тарифов (как для метрополитена, так и для наземного электротранспорта) были согласованы в Министерстве экономического развития и торговли, в профильном Министерстве инфраструктуры, а также в Харьковском территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины.
Что касается себестоимости перевозок, к примеру в том же метро, то, как выяснилось, новый тариф все равно до нее «не дотягивает». По словам директора департамента транспорта Сергея Дульфана, определенная министерством нормативная себестоимость одной поездки составляет для метрополитена примерно 8,6 грн. В эту сумму включены затраты на весь регламент работ, предусматривающий не просто поддержание работоспособности подземки, но и ее развитие.
— На сегодня Харьковский метрополитен проедает внутренний ресурс инфраструктуры, не занимаясь его развитием, — отметил Сергей Дульфан. — Это ненормально. Мы практически ничего не делаем в части внедрения новых технологий (хотя и здесь Харьковский метрополитен является лидером среди метрополитенов СНГ). А нам необходимы совершенно другие средства связи, другая система сигнализации, система управления, подвижной состав. Было бы неплохо сделать профилактику всего туннельного пространства и т. д. Работ, которые необходимо выполнять, очень много. Но мы «протягиваем ножки по одежке». Наша первая задача — обеспечить безопасность перевозок. Установленный сегодня тариф позволяет нам это сделать.
Сергей Дульфан также сообщил, что повышение тарифов на проезд в городском электротранспорте позволит на 10—20% увеличить заработную плату работникам транспортных коммунальных предприятий. Он отметил, что средняя зарплата в трамвайных депо Харькова составляет 1950 грн., в троллейбусных — 2100 грн. в месяц.
Безусловно, все эти трудности транспортных предприятий понятны. И даже, можно сказать, заучены харьковчанами наизусть, поскольку из года в год причины повышения цен на проезд в общественном транспорте не меняются. Но получается, что значительную часть населения этот процесс вообще не беспокоит, поскольку люди, имеющие льготы, все равно ездят бесплатно. Не этим ли объясняется столь малое количество обращений, поступивших в адрес городских властей на этапе обсуждения возможности повышения тарифов? Так, из 196 млн. пассажиров харьковского наземного электротранспорта, перевезенных в 2012-м, 126 млн. (или 64%) ездили на льготных условиях. Остальные 36% оплачивали и свой проезд, и еще почти двух пассажиров, поскольку государство не очень утруждало себя выплатой компенсаций, ведь денег в бюджете (который наполняется, опять же, в основном этими самыми «нельготниками»), как водится, не хватает.
Говорят, чтобы найти выход из какой-либо сложной ситуации, нужно довести ее до абсурда. Интересно, а если на льготных условиях у нас будут ездить 99% пассажиров — доплачивать недостающее все равно придется невезучему одному проценту «нельготников»? Или же «наверху» наконец-то поймут, что граждане, не имеющие льгот, это вовсе не семижильные существа с неограниченными доходами. Что на их содержании, как правило, находятся дети. Что многие из них не имеют собственного жилья и вынуждены снимать его, переплачивая в 3—4 раза по сравнению с собственниками квартир. И что, в конечном итоге, доход на душу «нельготного» населения не так уж сильно отличается от нынешних пенсий и социальных выплат.
На этот раз «платным» пассажирам харьковского электротранспорта городские власти все-таки постарались «подсластить пилюлю». Так, с проездных карточек в метро, пополненных до повышения тарифа, будет по-прежнему сниматься по 2 грн. за поездку — до тех пор, пока не закончатся деньги, внесенные до 23 мая. То же самое касается и купленных ранее проездных билетов на трамвай и троллейбус — они будут действительны до истечения их срока действия.