Подводная лодка в степях Украины
История и мифология — вещи несовместные. Но когда самый что ни на есть беспристрастный историк берётся писать о флоте любой страны — тут уж мифологии намного больше, чем суровых, а временами и неприятных фактов…Но говоря о военно-морском прошлом и настоящем Украины, попытаемся всё же строго придерживаться истины.
От «чаек» до Кошки
Начнём с запорожских казаков. Ведь не только верхом на лошадях с саблей и копьём отличались они на полях брани, а и в днепровских плавнях на своих «чайках» громили врагов. Ну ладно, дома и стены помогают, но ведь не боялись они турецких галер, бороздили на своих утлых судёнышках, обвязанных для повышения плавучести вязанками камыша, беспокойное Чёрное море и даже грабили (политкорректнее, конечно, сказать «получали с неприятеля законную контрибуцию») турецкое побережье. Даже после разгона Запорожской Сечи эта казацкая удаль была, хоть и со скрипом, отмечена и признана российской царицей Екатериной. Во время второй русско-турецкой войны вновь созданный с подачи её верного фаворита князя Потёмкина казацкий флот под предводительством атамана Антона Головатого захватил турецкий остров Березань и помогал знаменитому Суворову брать Очаковскую крепость. Может, и спасло это бывших запорожцев от окончательной ликвидации как военной силы или даже ссылки в Сибирь, поскольку переселение их на Таманский полуостров с последующим освоением Кубани наказанием не являлось, а было почётной обязанностью расширения империи…
Как красиво рассказать детям в школе об обороне Севастополя (ещё в позапрошлом веке), если она проиграна была начисто? Но был ведь знаменитый матрос Кошка, уничтожавший пришлых супостатов! «Наш он, украинец! — непременно поправят российских историков наши земляки-державники — Пётр Маркович Кошка, крепостной из села Ометинцы Подольской губернии (нынешней Винницкой области)».
Выходцев из Украины во флоте тогдашней империи действительно было много, и так было вплоть до развала Советского Союза. Может, поэтому, когда рухнула империя Российская — тут уж голые факты — на Чёрном море на сторону Украинской Народной Республики перешли экипажи 9 линкоров, 7 крейсеров, 18 эсминцев, 14 подводных лодок, 16 сторожевых и посыльных кораблей, 11 военных транспортов и плавбаз. А ещё украинскими в одночасье стали все военные предприятия и береговые фортификационные сооружения. Недолго просуществовал этот флот и незавидна была его судьба, поскольку Севастополь с суши и моря очень скоро был блокирован кайзеровскими войсками. Но приведенные цифры запомним: будет с чем сравнивать. Тем более что «тот» флот совсем не напоминал тихоходные корыта, а был очень даже для своего времени неплохим. Скажем, бронепалубный крейсер «Гетман Иван Мазепа» (в самодержавном прошлом — «Кагул») уже под третьим именем доходил до 1943 года!
По-честному или по-братски?
Много чего было, но говорим-то мы о 20-летнем юбилее Военно-морского флота украинского, поэтому рассказ о великом и могучем, об атомных подводных лодках, крейсерах и прочем имуществе благополучно опускаем. Просто напомним коротко известный факт уже из новейшей нашей национальный истории: 20 лет назад флот поделили. В основном, между Россией и Украиной. Несмотря на то, что на судах союзного ещё Черноморского флота украинцев по-прежнему служило немало, Украина на этот раз получила треть из того, что было. Оценки этого раздела имущества «по-братски» до сих пор разные: одни утверждают, что Украине достались ржавые корыта, другие — что, вложив денежки в ремонт, можно было довести до ума и это.
Назовём сравнимые с предыдущими цифры: в состав украинского флота сегодня входит около трёх десятков, скажем так, плавсредств. Не можем не назвать флагман: это построенный в 1993 году фрегат «Гетман Сагайдачный». Он, по сути, единственный в украинском флоте, который в состоянии выходить в океан. С противоположного конца списка — обросшая анекдотами дизельная подводная лодка «Запорожье», которую ремонтируют уже второй десяток лет. Есть неподтверждённые пока данные, что она всё же скоро погрузится в воду. В штатном, так сказать, режиме.
Много это или мало? Посмотрим на соседей. Флот наш сравним с флотом маленькой Болгарии. Флот в три раза меньшей Румынии значительно больше, притом стремительно развивается. Ну, а флот нового черноморского «тигра» Турции мощнее и современнее даже Черноморского флота Российской Федерации. Две из вышеназванных стран имеют морское побережье значительно меньше нашего. Ведь операционная зона Военно-морских сил Украины включает акватории Чёрного и Азовского морей, реки Дунай, Днестр, Днепр. О других морях-океанах лучше помолчим: нашим морякам, захваченным пиратами где-то в районе Африканского рога, следует уповать только на выкуп.
Есть всё, кроме денег
Всё ли в действительности так плохо? Хотелось бы думать, что нет. Ладно, наша единственная подлодка (а мы их никогда не строили) действительно, как в анекдоте, оказалась «в степях Украины». Но упоминая здесь обе оценки раздела флота, хотелось бы политкорректно сойтись на третьей: Украина имеет действительно уникальный кораблестроительный потенциал. Достаточно вспомнить, что единственными, после США, умеющими строить чудо военно-морского судостроения — авианосцы — были николаевские корабелы. Последний из них, проданный почти по цене металлолома Китаю, кстати, китайцами достраивается, выводя на океанские просторы нового серьёзного игрока.
За годы независимости удалось построить четыре корабля: кроме «Гетмана Сагайдачного» ещё корвет «Луцк», корабль управления «Славутич», десантный корабль на подводной подушке «Донецк». Несколько корветов до сих пор пребывают на стапелях. Почему так мало? Не потому, что кораблями некому управлять: лучший во все времена Севастопольский военно-морской институт исправно куёт кадры. С современными проектами — запас более чем достаточный, включая разработку николаевским казённым центром кораблестроения корвета типа «Гайдук», благодаря использованию стелс-технологий названного «кораблём-невидимкой». Почему не строят? Причина банальна — нет денег. Точно так же, из-за нехватки средств, наша армия не вооружается харьковскими танками новейшей разработки, а военным лётчикам — и будущим, и действующим — не хватает не то что современной техники, а даже авиационного керосина. Что касается флота, то последний факт: готовый на 96% мощнейший крейсер «Украина» так и стоит недостроенный возле причальной стенки в Николаеве.
Всё это поневоле заставляет вспомнить известное изречение: кто не хочет кормить собственную армию, будет кормить чужую. Но мы всё-таки приближаемся к юбилею и хотелось бы, как водится, виновникам торжества пожелать хорошего. Их в нашей стране 20 тысяч — людей, непосредственно имеющих отношение к украинским ВМФ. Из них 15 тысяч — люди в форме: моряки, морские лётчики, морские пехотинцы. Пожелаем им успеха в их ратном труде. Пожелаем, чтобы государство Украина проявило, наконец, политическую волю и возродило хотя бы то, чего мы (неважно, под какими флагами) уже достигли. Чтобы корабли под украинскими уже стягами ходили не только по морям, но и по океанам. И вот тогда мы, граждане этой страны, будем гордиться нашим, украинским Военно-морским флотом.