Революция новых стандартов

В газете «Освіта України», лежавшей на журнальном столике в приемной министра образования, науки, семьи, молодежи и спорта, мое внимание привлекла статья под заголовком: «Пора збирати розумне, добре, вічне. Підсумки 2011 року довели, що українська освітня нива — багата, родюча і доглянута».

Конечно же, вспомнилось некрасовское воззвание — стихотворение «Сеятелям»:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли,
находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты?
слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где же вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы,
с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет
сердечное
Русский народ…

— Дмитрий Владимирович, вы визируете министерскую газету об образовании?

— Нет, я не вмешиваюсь в редакционную деятельность.

— А лично вам заголовок о «разумном, добром и вечном… богатом и ухоженном» нравится?

— В общем, да — поскольку главное предназначение Министерства образования в том и заключается, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Конфликтов, злости, нетерпимости и без деятелей школ и университетов слишком много выплескивается на общество. Я думаю, что умение слышать и уважать друг друга — самый важный элемент общения и признак здоровой общественной системы.

— 15 марта этого года в газете Times под заголовком World University Rankings 2011—2012 опубликован рейтинг 400 лучших заведений образования мира, и ни один украинский университет в этот список не попал. Чем это объясняется?

— Замечу, что это не единственный рейтинг оценивания высших учебных заведений. В нем учитывается только 4 критерия деятельности университетов, а именно:

— количество нобелевских лауреатов и награжденных медалью Филдса, что касается только достижений в математике;

— количество наиболее цитируемых ученых и преподавателей;

— количество научных публикаций в авторитетных англоязычных журналах;

— успешность обучения студентов соотносительно с их количеством и размерами вуза.

И в этом рейтинге наши университеты есть. Правда, они входят в шестую сотню лучших: это Национальный технический университет «Киевский политехнический институт» и Донецкий национальный университет.

Но стоит сказать и о результатах Международного рейтинга научной эффективности University Rankings by Academic Performance за 2011 год, который был представлен во всемирном отчете по конкурентоспособности на мировом экономическом форуме в Давосе. В нем образовательные системы стран оценивались по 45 различным индикаторам, и Украина заняла 56-е место из 140. Мы опередили на 6 позиций образовательную систему Польши, которая считается удачным образцом реформирования в Европе, на 22 позиции — Россию и на 63 позиции — Грузию. Это — положительный итог двухлетних реформ.

— Дмитрий Владимирович, а что вы считаете главным успехом министерства за два года реформ?

— Первое. В начале 2010-го министерство инициировало крестовый поход за возращение детских дошкольных учреждений. Это огромный объем работы, в которую включились не только наши сотрудники, педагоги, учителя, но и родители, руководители местных органов власти. За полтора года (процесс активно начался в мае 2010-го) нам удалось ввести в строй, построив, отремонтировав или выселив арендаторов, почти 500 детсадов. Говоря языком сухих цифр, посещать детские учреждения разного типа стало на 120 тыс. детей больше. Сегодня 85,5% детей от 3 до 6 лет посещают детсады, а начинали мы с 65%. И 99,8% детей пятилетнего возраста. То есть практически все дети проходят предшкольную подготовку. Мы предлагаем ее в разных формах: детские сады, группы продленного дня, «нулевые» классы и все виды социального патроната.

— В сфере среднего образования главным достижением является…

— …создание новых государственных стандартов. Я глубоко убежден, что суть реформирования состоит в реформировании содержания образования, а все остальное — «бантики», «воланчики», «кружева» и «пряжечки». Не реформируя куррикулум*, мы не изменим сути образования. Это — разработка новых учебных программ, базовых учебных планов и той верхней части, которая будет видна всему обществу, а не только образовательной среде, — новые учебники.

_________________________________
*Сurriculum — «пробег», «круговое движение». В европейской образовательной среде этим термином обозначают то, что у нас называется учебным планом, учебной программой и госстандартами образования. С постановлениями Кабмина № 462 «Об утверждении Государственного стандарта начального общего образования» (от 20.04.2011) и №1392 «Об утверждении Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования» (от 23.11.2011) можно ознакомиться на портале ВР Украины.

Впервые мы будем, как в наиболее развитых странах, обучать ино-странному языку с 1-го класса, информатике — со 2-го. После множества дискуссий, в т. ч. с Министерством финансов, мы доказали, что это крайне необходимо. Информатика станет обязательным предметом со второго класса в сентябре 2012-го, а с 2013-го все школьники, начиная с 5-го класса, будут изучать второй иностранный язык.

— Русский язык причисляется к иностранным?

— На коллегии министерства мы утвердили новую учебную программу, которая «в качестве второго иностранного разрешает любой иностранный язык, русский или любой язык национального меньшинства». В нашей правовой терминологии они называются языками национальных меньшинств, хотя, кроме крымско-татарского и гагаузского, являются одновременно иностранными — государственными языками стран — членов ООН. Любой школьный коллектив может принять решение об изучении и польского, и словацкого, и русского, и венгерского, и молдавского, и румынского, и английского, и др. языков.

На этот счет было много острых дискуссий. Некоторые специалисты хотели настоять, что из двух иностранных один обязательно должен быть английским. Но в 20% украинских школ базовыми являются немецкий и французский языки.

Тысячи автобусов, десятки тысяч компьютеров

— Революция новых стандартов в среднем образовании заключается также в том, что мы впервые уравняли по количеству часов блок естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Раньше наблюдался очень большой крен в сторону гуманитарных предметов, а XXI век будет принадлежать тем, кто лучше знает физику, химию, биологию и математику. Вернее, на первое место надо поставить математику как царицу наук.

Существенную часть учебного времени педагоги должны будут посвящать творчеству. Если раньше министерство обязывало 70% рабочего времени педагога посвящать инвариантной (т.е. обязательной) учебной нагрузке (во всех классах), то в новом стандарте мы вывели соотношение 50 на 50. То есть половину предметов может определять сам педагогический коллектив.

Это не значит, что уроки химии и биологии можно заменить ритмикой и бальными танцами. Но лицеи с гуманитарной составляющей могут добавлять число часов на изучение, например, иностранных языков, русской литературы. Медико-биологическая гимназия или физико-математический лицей могут усилить изучение той же физики, биологии или математики. И т.д.

В новом стандарте мы впервые выполнили закон «О развитии физической культуры и спорта», вернув три обязательных часа занятий физкультурой для школьников всех возрастов. Будем предусматривать и так называемые уроки-перерывы, уроки отдыха, разумеется, с двигательной и дыхательной активностью.

Мы уходим от спортивных нормативов — неважно, вы или я дальше прыгнули или быстрее пробежали. Хотим, чтобы как минимум 45—60 минут каждый день школьники находились на воздухе. Конечно, для этого потребуются определенные усилия местных органов власти (где-то не хватает спортивного инвентаря, где-то — педагогических кадров), но я думаю, что и классные руководители способны вывести свои классы на улицу — подышать кислородом, поиграть в подвижные игры.

Кстати, по новым стандартам, постоянные занятия в спортивной секции, участие в соревнованиях могут засчитываться как занятия физкультурой.

Хочу сказать о программе «Равный доступ к качественному образованию», которая была основана и инициирована еще в 2003 году Президентом Украины, а в то время — премьер-министром Виктором Януковичем. В народе ее называют «школьный автобус». Если в 2008—2009 гг. за деньги госбюджета школьные автобусы не покупались вообще, то уже в 2010 г. наше правительство закупило 170 автобусов для сельских школ и 210 — в 2011-м. А еще в 2011-м более 300 школьных автобусов приобрели за счет местных бюджетов. В этом году только в госбюджет заложены средства на покупку еще 1000 школьных автобусов. Чтобы до 2013 г. полностью решить проблему беспрепятственного доступа к хорошим школам и качественному образованию практически всех детей, живущих в сельской местности.

Также в 2011 г. государство поставило в школы 1080 учебных компьютерных комплексов. Каждый комплекс — это специально оборудованный класс, который включает 12 компьютеризированных рабочих мест и место учителя.

Кроме того, нам удалось договориться об уникальном проекте во время встреч президентов Украины и Китая о подарке китайского правительства — 750 компьютерных комплексов, которые будут поставлены в школы, где учатся дети из населенных пунктов или территорий, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Что особенно приятно: по китайским образовательным стандартам (очевидно, сказывается разность в плотности населения), их учебный комплекс — это не 12, как у нас, а 24—25 компьютеров.

Впервые в 2011 г. законодательно урегулирован вопрос об инклюзивном обучении, разработана концепция и требования к учебному заведению.

— Речь о детях-инвалидах?

— Да, о детях с особыми физическими потребностями. Советская педагогика относилась к этому консервативно. Прогрессивная же позиция заключается в том, что таких детей следует максимально социализировать, разрешить им обучаться и трудиться в обычных школьных коллективах, но с определенными коррекциями, под наблюдением психологов. У нас таких детей — около 120 тыс., и они должны быть интегрированы в школьные коллективы.

— Должно быть, вы сталкиваетесь с сопротивлением родителей, которые не хотят, чтобы, скажем, дети с синдромом Дауна занимались вместе с их детьми?

— Да, это сложная социально-психологическая проблема, и иногда во время командировок, когда сталкиваюсь с таким недопониманием, стараюсь объяснять, что школа должна прививать гуманность, сострадание, сочувствие к тем, кто слабее, кому труднее дается учебная программа.

АПН слишком увлеклась менеджментом

— На прошлой неделе в СМИ было сообщено, что прокуратура Киева возбудила уголовное дело в отношении директора одного из институтов Национальной академии педагогических наук, вице-президента АПН Василия Мадзигона, обвинив его в получении взятки в особо крупных размерах за передачу подведомственного четырехэтажного здания в центре столицы**.

____________________________________
**Был задержан в ходе совместной операции сотрудников СБУ и прокуратуры Киева при получении $350 тыс. Задержание прошло в здании института на ул. Б. Хмельницкого, 10. Общий размер взятки, по данным силовиков, должен был составить $11,5 млн., что предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 12 лет с конфискацией.

— Случай, конечно, крайне позорный, печальный и омерзительный. Грязное пятно на всю образовательную сферу. Но напомню, все государственные академии в нашей стране являются высшими самоуправляемыми научными структурами. Они — распорядители своего бюджета и неподконтрольны нашему министерству.

— В «2000» несколько раз обращался с жалобами и письмами заслуженный работник образования Украины Иван Жерносек, у которого болит сердце о том, что повышением квалификации руководящего состава школ сегодня вообще не занимаются. Его последнее письмо на эту тему (кстати, с критикой Мадзигона) было опубликовано в нашей газете под заголовком «Сухомлинского и Шаталова сгрызли крысы. Вместе с квалификацией». Какова ситуация с квалификацией, с омоложением педагогических коллективов?

— Скажу точную цифру — на Украине порядка 23% педагогов пенсионного возраста. И среди них масса блестящих, прекрасных, лучших учителей.

Но мы постоянно уделяем внимание проблеме старения педагогического состава. И я всегда выступаю против перепрофилирования педагогических университетов в многопрофильные, потому что у нас таким образом уже 9 областей потеряли педагогические вузы. В погоне за юристами и экономистами они трансформировались в классические университеты, утратив педагогические традиции и не обретя нормальной университетской школы.

Мы стараемся регулировать эту проблему, повышая заработную плату, чтобы сделать ее хотя бы соответствующей уровню зарплат в промышленности. Но если раньше министерство каждый август сталкивалось с проблемой школьных вакансий (цифра колебалась от 3 до 5 тыс. специалистов), то в прошлом году вакансий практически не было, что говорит о повышении престижа педагогической профессии.

И это при увеличении госзаказа на востребованные педагогические специализации. Если в 2010 г. госзаказ по направлению «дошкольное образование» составлял 1150 человек, то в этом году мы предлагаем увеличить его до 1400 человек. Госзаказ по «физвоспитанию» в 2010 г. — 1400 человек, в этом году предлагаем 1800 человек (на 29% больше).

Что касается повышения квалификации, то третий год подряд министерство запрашивает средства в госбюджете на восстановление системы переподготовки учителей, но, к сожалению, пока не достигли понимания с Минфином. Раньше все институты последипломного образования находились в структуре министерства, на сегодняшний день они — в структуре областных управлений образования. А центральный институт повышения квалификации «ушел» от министерства в АПН и трансформировался там в университет менеджмента, что, согласитесь, не одно и то же.

Первый проект в направлении повышения квалификации мы уже реализовали: своими силами, с помощью учителей-методистов провели переподготовку учителей информатики и математики. Кстати, недавно на коллегии был заслушан отчет педагогов Днепропетровской и Тернопольской областей о том, что в этих областях достигнута практически стопроцентная компьютерная грамотность учителей.

Думаю, АПН вместо менеджмента все-таки должна перейти к системе переподготовки. Проблему переподготовки учителей и руководящих кадров, надо решать не так, как в советское время, когда обязательно раз в 5 лет проводились мероприятия в общем-то формальные, а с помощью краткосрочных курсов. И эта система не должна быть как сейчас, спорадичной, а регулярной.

Я, пожалуй, первый министр образования, который тесно работает со всеми руководителями институтов последипломного образования, мы провели их лицензирование и аккредитацию, кое-где поучаствовали в обновлении их материальной базы.

Мы разрабатываем абсолютно новую концепцию развития педагогического образования, и к концу мая представим ее на широкое обсуждение. Кстати, в связи с ее подготовкой впервые в Украине возникла Ассоциация педагогов-дошкольников, которые являются активными помощниками, и я хотел бы выразить им особую признательность.

— А насчет Сухомлинского. Как вы считаете, пришло время новых форматов обучения и новых авторитетных имен или мы напрасно забыли Сухомлинского и Макаренко?

— Отбрасывать уникальный педагогический опыт Василия Сухомлинского, Антона Макаренко, Константина Ушинского, Софии Русовой и даже таких, может быть, менее известных мастеров-педагогов, как Николай Палтышев из Одессы, Константин Захаренко и Анатолий Коротков из Кировограда, Иван Зязюн из Полтавы, ни в коей мере не стоит. Недавно в министерстве проходил семинар для директоров педагогических училищ, колледжей, на котором выступал опытнейший педагог-новатор Шалва Амонашвили, проходят встречи с другими новаторами. Самое главное, повторюсь, в том, чтобы государство раскрепостило школу, разрешив ей элемент педагогического творчества. И тогда мы получим состязательность различных обучающих моделей — от Сухомлинского и Макаренко до Монтессори и вальдорфской педагогики.

Экспертизу учебников будут проводить в школах

— В прошлом году конкурс учебников мы проводили совершенно по-новому, впервые опубликовав на официальном сайте фамилии экспертов (35 человек) — с электронными адресами и контактными телефонами. Так что ни министр, ни другие работники министерства не могли «провести» тот или иной учебник на победные места. В этом прозрачном и персонифицированном процессе могли участвовать и педагоги, недовольные качеством учебника. И, признаюсь, дело доходило до конфликтов с учеными, возмущавшимися, что на титульном листе напечатана их фамилия, что, конечно, подчеркивает ответственность за научную экспертизу.

Мы пишем, что педагогическую экспертизу провел такой-то институт АПН, директор такой-то. Научную экспертизу провел Институт математики НАНУ, директор такой-то. И так по всем учебникам — химии, всемирной литературы и т.д.

(И Дмитрий Владимирович попросил по селектору принести несколько учебников для 11 класса прошлого года выпуска.)

— Не скрою, ко мне обращался Валерий Хорошковский, высказывая переживания, что хороший учебник, авторский коллектив которого возглавляет его мама, не занял первое место. Обижался. Но что я могу сделать? Было тайное голосование, и, по оценкам экспертов, два учебника, авторскими коллективами которых руководила его многоуважаемая мама, заняли первое место, а два, к сожалению, — второе место.

К слову, впервые в прошлом году мы поставили учебники в школы до 1 сентября. При товарище Вакарчуке их везли до апреля.

Сегодня мы хотим хотя бы на год обогнать процесс изготовления учебников, ведь госбюджет выделяет деньги на обеспечение учебниками одного класса в год. Очень легко запомнить — в 2008-м выпускались учебники для 8-х классов, в 2009-м — для 9-х, в 2010-м — для 10-х, в 2011-м — для 11-х.

— И в этом году вы ускоритесь и выпустите учебники для 1-го и 2-го классов?

— А также постепенно перейдем к выпуску учебников-моделей, экспериментальных, маленькими тиражами. Чтобы раздавать их на год в 100—200 лучших школ и таким образом проводить не только научную, не только педагогическую экспертизы, но и практическую апробацию. Тогда эти 100—200 учебников вернутся к нам почерканными, с замечаниями, предложениями, возражениями.

Русский язык приходится брать штурмом

(В руках у Дмитрия Владимировича учебник. Он открывает его на странице со стихотворением Шевченко «Тризна» — посвящение княжне Варваре Николаевне Репниной, и, показывая страницу мне (не глядя в учебник), по памяти декламирует.)

— Мое любимое стихотворение Тараса Григорьевича.

Душе с прекрасным назначеньем
Должно любить, терпеть, страдать.
И дар господний, вдохновенье,
Должно слезами поливать.
Для вас понятно это слово!..
Для вас я радостно сложил
Свои житейские оковы,
Священнодействовал я снова
И слезы в звуки перелил.
Ваш добрый ангел осенил
Меня бессмертными крылами
И тихостройными речами
Мечты о рае пробудил.

Шевченко — полифоничный поэт, он писал это в оригинале!

— Вы прочли в оригинале? — уточнил я, поскольку этот же стих в учебнике был на украинском.

— Конечно. Я считаю, что это абсурдно в билингвистической стране брать на себя высочайшую ответственность или даже наглую самоуверенность и пытаться заменить строки гения на — пускай даже хороший — перевод. Почему детей лишают права знакомиться со стихотворением Шевченко, написанным на русском языке и посвященном очень близкому любимому человеку? Почему они должны слышать это в переводе?

— Совершенно с вами согласен. Не должны. Ведь по сути дела для Шевченко русский был вторым родным языком, поскольку многие свои произведения он писал как раз по-русски. Кто же позволил так поступать с его творчеством?

— Это учебник еще за 2008 год.

— А у вас хватает времени на изучение учебников — существующих и тех, что готовятся к печати? Мне, например, в учебниках физики для старших классов сложно было бы разобраться.

— Скажу так: я вряд ли смогу быть качественным и глубоким экспертом учебников физики, биологии, геометрии. Но позвольте — как-никак 32 года после окончания школы прошло, изменились программы, появились новые знания. Литературу, конечно, изучаю.

— Не вижу среди принесенных книг учебника по русской литературе.

— Сейчас принесут. Есть учебники по русской литературе и для 10-го, и для 11-го класса для тех школ, которые преподают этот предмет, и эти учебники были впервые изданы за госзаказ.

Но в целом ситуация меня, конечно, не устраивает. Я считаю, что терять данные богом и судьбой два языка и две литературы — просто злонамеренно по отношению к будущим поколениям.

Добавлю, что впервые в 2010-м и 2011-м министерство не посылало учебники в регионы вопреки воле учителей и директоров. Мы собрали заявки со всех регионов Украины и подготовили за счет госзаказа учебники на тех языках, на которых их заказывали органы местных администраций. И я хочу сказать учителям Луганской, Харьковской, Донецкой областей или Автономной Республики Крым, что если по недоразумению вам пришел комплект на украинском языке, пожалуйста, строго спросите с вашего областного управления народного образования. Заказ был выполнен точь-в-точь с их пожеланиями.

— А какие были пожелания? Сколько процентов школ заказали учебники русского языка и литературы?

— Около 16%. Это объясняется в том числе и огромным консерватизмом педагогических коллективов. Например, родители в Киеве штурмом берут министерство, спрашивая, почему не могут отдать детей в русские классы. Да потому что местные органы власти боятся, как бы не подставиться под огонь национал-патриотов, которые во всем видят крамолу и действуют по принципу «не пущать». А проблема колоссальная — в Киеве более 1000 родителей возят школьников с левого на правый берег, потому что не могут найти на левом ни одной русской школы и гимназии.

— Вот это новость! Впервые слышу, что в самом сердце страны произошло языковое разделение такого рода!

— Так исторически сложилось, что на правом берегу есть сильные школьные коллективы с большой историей. Их возглавляют именитые директора, не позволившие ретивым чиновникам прошлого режима вмешиваться в языковую ситуацию.

Экзамены возвращаются

— Перейдем к высшему образованию. Расскажите об особенностях вступительной кампании в этом году.

— Правила практически не отличаются от условий прошлого года. Поступать в вузы можно будет, пре-доставив сертификат центра внешнего оценивания за любой год. Если поступающий хочет улучшить результаты тестов, он может воспользоваться этим правом. В первый раз государство позволяет это сделать бесплатно, но пересдача обойдется в сумму порядка 60 грн. При зачислении, как и в прошлом году, будет учитываться средний балл аттестата. Все, кто заканчивал школу до введения тестирования, могут сдавать экзамены в приемных комиссиях вузов, не проходя тестирование.

— Будет ли увеличен проходной балл?

— Да, но только по профильному предмету. Мы обсуждали этот вопрос с общественной организацией Союз ректоров и подняли планку проходного балла по профильному предмету до 140. В первую очередь мы переживаем за качество образования. Лишь 20% из всех проходивших тестирование в прошлые годы имели балл ниже 140. Общественные организации Львовщины, например, предлагали минимальный балл — 160.

— Отмечу, что на престижные специальности отдельные вузы завышали баллы и в прошлые годы.

— А это их право. Мы даем только нижнюю планку. Например, на все специальности в КНУ им. Шевченко проходной балл по профильному предмету в прошлом году был не ниже 160—170. Кстати, также в прошлом году был огромный отсев абитуриентов, которые имеют неплохие баллы по тестам и оценки в аттестатах, но на первой же зимней сессии не могли справиться ни с экзаменом по физике, ни с экзаменом по математике. В некоторых университетах этот процент достигал 50—67%.

— 67% отчислений с первого курса?!

— Не всех, конечно. Пересдавали, подтягивались.

— Где же учатся такие самые «пробивные» студенты?

— На ряде факультетов политехнических вузов Киева, Львова, Донецка, Одессы. Студенты не смогли выполнить письменную работу даже на «троечку».

— Это говорит о том, что надо ставить твердую «двойку» тем школам, где они учились.

— Нет, это говорит об определенном разрыве между школьной и вузовской программами, на устранение которого направлены новые госстандарты. На меня много нападали, но мы восстановили государственную итоговую аттестацию. Это сложный педагогический термин, на самом деле — это возвращение традиции переходных из класса в класс экзаменов. Многие говорили, что это чуть ли не травмирует детей. Я считаю их доводы абсурдом — наши родители и даже дедушки и прадедушки всегда сдавали школьные экзамены.

— Продолжим тему вузов в плане оптимизации среды высшего образования. Вы говорили о закрытии институтов, которые не предоставляют качественных услуг.

— На протяжении второй половины 2011 г. госинспекция учебных заведений ликвидировала порядка 15 лицензий вузов с нижайшим качеством образования. Каждый случай был предметом тщательного анализа, даже конфликта, но в комиссиях были собраны представители 11—12 лучших университетов страны, которые фиксировали просто вопиющие факты: уровень знаний студентов — 15% при допустимом 35% или, например, что медицинские предметы преподавали экономисты. Несмотря на то что эти вузы демпинговали, мы всюду соблюли правило обязательного трудоустройства студентов в государственные или другие негосударственные вузы.

— Какие специальности лидируют в черных списках?

— Больше всего нареканий на модные специальности: все хотят готовить экономистов и юристов и часто это делают на низком уровне. Надо сказать, что за 2 года количество учебных заведений в Украине уменьшилось на 50, учитывая те, что присоединились к высшим учебным заведениям во Львове, Донецке, Чернигове, Кривом Роге, Одессе…

Эта ситуация идет на пользу студентам и преподавателям, но абсолютно невыгодна администрации, руководству университетов. Например, в Кривом Роге мы создали единый национальный университет, в котором объединились 6 учебных заведений. Вместо 6 ректоров теперь 1, вместо 30 проректоров — 5, вместо 6 главных бухгалтеров…

— Администраторы — тоже люди, теряют работу…

— Люди работу не теряют. Но перестают быть администраторами. Проректоры выполняют нагрузку доцентов кафедры, профессоров. И вместо маленьких кафедр у нас появляются полноценные. Не может нормально работать кафедра из трех человек. Это, извините, не научный коллектив. Когда я учился в университете, у нас самая маленькая кафедра состояла из 10—12 преподавателей.

— Итак, один из главных принципов реформы: «меньше администраторов — больше дела»…

— И меньше административных затрат. Ведь должность проректора вмещает самого проректора, его помощника, секретаря, машину, водителя, и содержание такого излишнего персонала обходится бюджету университета в немаленькую сумму.

— В какую именно?

— От 250 до 350 тыс. грн. в год. А денег на пополнение библиотек и ремонт общежитий не хватает.

На шлюпке-плоскодонке

— При вашем руководстве произошло слияние и на более высоком уровне — Министерство образования и науки «поглотило» Министерство семьи, молодежи и спорта. Как вы сами чувствуете — не переусердствовали с этим? Лично у вас остается время на заботу о семейных, молодых и спортивных?

— Я стараюсь этим направлениям уделять достаточно внимания, но могу сказать, что спать стал меньше и начал ходить на работу по воскресеньям. Однако я считаю, что этот шаг правильный, дублирование функций следовало в государственном аппарате устранить. Кроме того — ряд функций мы передали Министерству социальной политики.

— Насколько затрудняет учебный процесс проведение футбольного чемпионата Евро-2012?

— Не затрудняет. Вступительную кампанию это никак не затронет. Она будет проходить со 2-го по 31 июня. Единственное — мы развели во времени тестирование и экзамены в невыпускных классах школ.

— Стоит подавать Украине заявку на проведение зимних Олимпийских игр?

— Президентом поставлена задача бороться за проведение зимней Олимпиады: этот имиджевый проект мегамасштаба может послужить развитию спортивной инфраструктуры Западного региона страны.

— А не надорвемся?

— Безусловно, проведение футбольного чемпионата заставило всех нас мобилизоваться. Но ведь и сделано очень много: 4 крупнейших многофункциональных спортивных комплекса, прорыв в строительстве дорог, новых аэропортов… Да, это вызвало напряжение и необходимость затянуть пояс государственного бюджета…

— А вы футбол любите? Спортом занимаетесь?

— Занимался греблей. И сейчас люблю пройтись на шлюпке-плоскодонке пару километров, когда позволяет погода. И стараюсь пару раз в неделю по часу-полтора плавать — без особых нагрузок, не на скоростные показатели, а на дальность. Километр-полтора проплываю.

А в телевизионном отношении в основном смотрю спортивные новости — результаты и яркие эпизоды.

— Любимой футбольной команды нет?

— Есть. Причем любимая она много лет, когда это еще было политически немодным. Не буду говорить название, чтобы не проявлять моменты политической конъюнктуры.

— Ха. Уже проявили — ясно, что это «Шахтер».

— Когда-то еще президент Кучма пытался выставить меня из ложи на стадионе, когда я был главой администрации, за то, что болел против «Динамо».

— Играете ли в шахматы?

— В шахматы играл в школе. Но когда младший брат стал ходить в шахматный кружок и начал меня обыгрывать при нашей разнице в 7 лет, перестал.

Работы Слюсарчука — на общественное обсуждение

— Дайте свои комментарии по поводу злополучной истории со Слюсарчуком, в которой оказались замешанными и сотрудники вашего министерства.

— Пусть окончательную точку поставят правоохранительные органы, и тогда можно будет говорить о мистификации, мошенничестве или его сознательном преступлении, связанном с нанесением вреда здоровью людей.

— Выделялись ли министерством бюджетные средства на проведение шахматного поединка между А. Т. Слюсарчуком и компьютерной программой Rybka-4?

— Нет, не выделялись.

— Но в числе организаторов министерство числилось.

— Да, в тот момент Слюсарчук работал на штатной должности профессора Национального университета «Львовская политехника».

— Состоялось ли вручение средств лауреатам Государственной премии Слюсарчуку А. Т. и Червоному А. П.?

— Нет.

— Лично я усматриваю в деятельности Слюсарчука признаки преступления уже в том, что этот проходимец (вместе с группой причастных к афере людей) претендовал и, оказывается, продолжает претендовать на средства государственного бюджета. Мало того — в виде премии! Претендовал еще и на обещанные Ющенко миллионы для создания института мозга. Вы не находите в этом мошенничества?

— Нет. Вы спрямляете процесс. На самом деле есть положение о государственной премии. Ученый совет университета (а Слюсарчука выдвигал ученый совет «Львовской политехники») имел на это право. Материалы присылаются, их анализируют эксперты, после этого проходит публичная защита, тайное голосование…

— Вы предоставите нам возможность ознакомиться с материалами, на основании которых министерством принималось решение о присуждении Государственной премии Украины?

— Без проблем. Естественно, анализ печатей, подписей, регистрационных номеров документов министерством проводится. Но если университет или научно-исследовательский институт выдвигает кого-то — не верить ученому совету, а тем более одному из самых авторитетных учебных заведений страны у нас оснований нет. У меня нет оснований не верить экспертам, участвовавшим в тайных голосованиях в секциях и комитете по присуждению премий.

Добавлю, что запросы на проверку документов Слюсарчука на протяжении многих лет направляли министр здравоохранения Гайдаев, министр образования Вакарчук, министр образования Николаенко. И к ним всегда приходили документы из России с мокрыми печатями. И только когда на Украине начались разборки, они ответили, что, оказывается, у них какой-то сотрудник в ВАКе России занимался фальсификациями и подделками.

— Во время досудебного следствия достоверно установлено, что обвиняемый Слюсарчук использовал заведомо подложные документы о получении им медицинского образования в РФ, а также ученых степеней и научных званий. Сейчас устанавливается круг лиц, которые способствовали ему в этом. Об этом корреспонденту УНН рассказал начальник Главного следственного управления МВД Украины генерал-майор милиции Василий Фаринник. Репутацию министерства эти процессы не затрагивают?

— Нас проверяли и прокуратура, и Главное следственное управление МВД, и пришли к выводу, что наши сотрудники, которые готовили запросы, к каким-либо махинациям не причастны. Хочу сказать еще одно. Ведь в тот момент, когда Слюсарчуку переаттестовывали диплом доктора наук, ВАК не был в составе министерства, а был отдельной организацией, которая нам не подчинялась.

Кроме того, как меня информировал тогдашний руководитель ВАКа, кроме формального получения подтверждения из Москвы, они еще провели публичную перезащиту в течение двух с половиной часов на экспертном совете, куда входили полтора десятка докторов медицинских наук. Есть и протокол, и документы. И каждого члена экспертного совета можно опросить, какие вопросы они ему задавали.

— К слову, функции ВАКа теперь выполняет отдел вашего министерства. Вы одобряете такую реформу?

— Конечно. Если вы поговорите с членами бывшей аттестационной комиссии, они скажут, что очередь стала меньше, а работа прозрачнее. Сегодня уже идет рассмотрение документов, поданных в январе и феврале. Раньше сроки были гораздо большими — работы начинали рассматривать месяцев через 8—12 после их регистрации.

На мой взгляд, основной коррупционной составляющей было всевластие экспертного совета. Вот вы защитились в Харьковском университете — ваша работа пошла в экспертный совет, и дальше вы — беззащитны перед мнением экспертного совета, который мог принять решение о присвоении вам кандидатской или докторской степени, а мог и не принять.

Сейчас экспертный совет, если у него есть замечания, должен отправить ваши материалы в другой университет, ученый совет которого может дать им оценку. Таким образом мы получаем публичную дискуссию, сличение двух позиций, и сложно будет одному ученому совету ввести в заблуждение другой. А если нет согласия между коллективами, тогда вопрос выносится на большую аттестационную комиссию, в которую входят порядка 60 специалистов.

Пеките пирожки

— В академической среде время от времени дискутируется вопрос о закрытии кандидатских диссертационных советов (как в России). Говорят, кандидатов наук не будет, будут одни доктора. Есть ли какие-то конкретные планы в этом направлении? Если произойдет так называемое объединение «кандидатов и докторов», будут ли кандидаты проходить какую-то переаттестацию? Или тысячи украинских кандидатов станут докторами?

— В проекте нового закона о высшем образовании мы хотим полностью перевести наши образовательно-квалификационные и научно- квалификационные уровни и характеристики на европейские модели. Звание «кандидат наук» было предложено заменить на ученую степень «доктор философии» — по архитектуре, химии, медицине и т.д. Позицию неприятия этого предложения занимала НАНУ, но молодежь, которая хочет работать не только в своей стране, а и ездить на зарубежные конференции, быть научно мобильной, хочет этих изменений.

Учтя мнение Академии наук, мы решили сохранить двухстепенную систему аттестации — «доктор философии» и «доктор наук». При получении квалификации доктор философии кандидат наук переаттестацию проходить не должен. Если это будет поддержано в законодательном плане, каждый кандидат сможет заменить свой диплом украинского или советского образца на диплом доктора философии, что даст ему сразу одинаковый уровень научного признания за рубежом, — в Европе, Китае, США. И это надо делать. Ведь без этого наши специалисты не могут стажироваться в зарубежных вузах, нельзя получить семинар, курс лекций даже в польском или венгерском университетах, я уже не говорю о Сорбонне или Кембридже.

— Аспирант Юлия Марущенко из ХНУ пишет в «2000»:

«Скоро выхожу на защиту, ее стоимость для тех, кто пишет работы честно и сам, — 20 тыс. грн. Не буду перечислять все, из чего складывается эта сумма.

Моя стипендия до выхода в декрет была 700 грн./мес. Обучение длится три года.

Работать во время обучения в аспирантуре можно только по специальности и на полставки — это максимум 600 грн./мес. У нас в семье два аспиранта и маленький ребенок. Мы согласны, что есть необходимые расходы, с которыми нужно считаться, — распечатка текста, рассылка автореферата, но это минимальная часть расходов: около 2 тыс.

Значительная доля — банкет для членов совета, который считается необходимым условием защиты. Тариф известен — самые «бюджетные» столовые нестоличного университета выставляют счет 200 грн. х 20 членов совета (без стоимости спиртного) = 4000 грн. Значительная доля — оплата дороги, проживания и питания иногородних членов совета (для справки: ночь в гостинице — 400 грн., проезд — 200 грн., иногородних членов совета может быть от 3 до 6).

Неужели министерство полагает, что аспирант, который честно писал работу, а не искал дополнительных источников дохода, должен спокойно воспринимать такие подходы?»

— Нет, не должен. Знаете, желание ищет пути решения, нежелание придумывает причины. Диссертация должна быть получше, и тогда можно обойтись без банкета. Я защищал диссертацию в советское время, когда многие тоже устраивали банкеты в ресторанах. Пригласил нескольких близких людей домой, мама приготовила борщ, какие-то пирожки, жаркое.

Минимальный размер аспирантской стипендии после студенческой скамьи составляет на сегодняшний день 1294 грн. (не менее 60% зарплаты преподавателя-стажера). Если человек идет в стационарную аспирантуру после работы, то получает стипендию 60% зарплаты с прежнего места работы, но не более 60% зарплаты доцента.

Конечно, сложно выживать с ребенком на две аспирантские стипендии, но для молодого человека есть масса способов поддержки семейного бюджета, как говорил Остап Ибрагимович, не связанных с нарушением закона. Это и репетиторство, и научные работы, и консультирование. Да и в конце концов — ночное сторожение. Можно, конечно, проливать слезы по поводу злополучного государства. Но, я думаю, надо быть чуть-чуть покрепче и позубастее.

Командировки для членов совета оплачивают вузы, а те, кто дает конвертики на лучшую гостиницу, — а зачем они это делают? Я согласен, что у некоторых высокопоставленных, высокотитулованных ученых сердца обросли шерстью — ну так работайте с теми, кто заинтересован в поддержке молодых коллег, — таких, поверьте, немало. Ну а в этом конкретном случае могу разве что попросить ректора Харьковского университета Виля Бакирова оказать помощь Юле Марущенко на «кормление» членов совета и банкет за счет профкома вуза. Хотя согласится вряд ли…

«Еженедельник 2000″

Новости партнеров

Яндекс.Метрика
Добавить рекламное объявление
Белые рамки под гос номер
Проверь свой номер! Гос номер
ram.magazinplus.ru
sitemap sitemap дудницын геометрия решебник 9 класс ссылка поиск людей по фамилии в москве игры онлайн телефонный справочник севастополя 2013 онлайн ссылка интернет магазин детских игрушек чернигов телефонная база данных г тула на сайте справочник телефонов домов отдыха омск справочник телефонов организаций десять лучших игр онлайн на сайте поиск человека по имени фамилии и отчеству бесплатные игры тут тут любимые питомцы онлайн игра онлайн адрес тут ссылка здесь Геймер Борис тут sitemap