Новые родины для зеленых человечков
За последние годы астрономы наоткрывали довольно много планетных систем вокруг других звезд. Счет экзопланет пошел на сотни. Есть ли в этих сотнях что-нибудь интересное и неожиданное?
Лишь в первой половине 90-х были опубликованы первые надежные открытия. И они оказались не совсем такими, как ожидалось.
В 1992 году было объявлено об обнаружении планеты, обращающейся вокруг радиопульсара — нейтронной звезды. Это было неожиданно. Видимо, такие планеты образуются уже после взрыва сверхновой, так как после взрыва все планеты должны были сорваться со своих орбит. Скорее всего, обнаруженные планеты образовались из остатков внешних слоев взорвавшейся звезды или из остатков второго компонента двойной системы, проглоченного пульсаром.
В системе пульсара PSR B1257+12 надежно обнаружены три планеты и заподозрена четвертая. Все они легкие — примерно от массы Луны до 4 масс Земли — и обращаются вокруг пульсара примерно на расстоянии Венеры от Солнца. С такого расстояния пульсар выглядит точкой. Поэтому вряд ли с поверхности планет открывается какой-то феерический вид. Тем более что и радиолуч пульсара по планетам не чиркает.
Вообще жителям системы PSR B1257+12 не позавидуешь: поскольку они не видят даже радиолуча от своего сомнительного светила (из-за которого мы и называем пульсар пульсаром), им будет не так-то просто догадаться, что это за штука находится в середине их мира. Возможно, им сперва придется открыть с дюжину пульсаров в других системах, прежде чем они распознают нейтронную звезду в собственном лжесолнышке… Ну, успехов им в этом, бедолагам.
Справедливость вскоре восторжествовала: первая экзопланета у солнцеподобной звезды
Сейчас счет надежно обнаруженных планет
Планеты открывают четырьмя различными способами.
Во-первых, можно просто получить изображение планеты. Есть лишь
Во-вторых, можно заметить, как планета периодически проходит между нами и звездой (как с Земли мы наблюдаем прохождение Венеры и Меркурия по солнечному диску; кстати, ближайшее прохождение Венеры по диску Солнца произойдет 6 июня). При этом мы заметим, что блеск звезды упал (обычно это величина порядка одной сотой процента). Такие наблюдения позволяют определить орбитальный период и радиус планеты. Также, благодаря тому что планета то видна, то скрывается за звездой, в редких случаях удается выделить спектр планеты, а в уникальных — даже построить плохонькую карту распределения яркости по ее диску. Разумеется, чем больше радиус планеты и чем чаще она пересекает звездный диск, тем проще ее заметить. Так работает спутник «Кеплер».
- Фото: www.arxiv.org
- «Карта поверхности планеты». Впервые по данным о затмениях построена карта поверхности экзопланеты. Это «горячий юпитер», наблюдавшийся на космической инфракрасно обсерватории имени Спитцера. Поскольку планета периодически постепенно скрывается за звездой, ее поверхность как бы сканирется. Это и позволяет определить распределение яркости. Карта показывает наличие горячего пятна, которое удается интерпретировать в рамках стандартных моделей циркуляции в гигантских планетах (рисунок из статьи C. Majeau, E. Agol, N. Cowan. Опубликована в Astrophysical Journal Letters).
В-третьих, (именно так открывали первые экзопланеты) можно заметить, что звезда, вращаясь вокруг центра масс, то приближается к нам, то удаляется. Это позволяет определить орбитальные периоды и массы планет, «раскачивающих» звезду. Задача сложная: представьте, что вы видите танцовщицу, которая крутит абсолютно прозрачные обручи. По извивам ее гибкого тела надо понять, сколько обручей она крутит и каковы их свойства…
Наконец, есть метод так называемого микролинзирования. Массивное тело искривляет пространство и работает как линза. Если мы наблюдаем далекую звезду, и между нами и звездой пролетает массивное тело, то блеск звезды увеличится. Если пролетает звезда с планетой, то изменение блеска будет иметь характерный вид со вторым маленьким пиком. Так можно открывать легкие планеты вдали от звезды, что хорошо. Однако почти всегда мы имеем разовое событие: звезда с планетой пролетела — и все, мы ее потеряли.
Сейчас основным поставщиком кандидатов в экзопланеты стал американский спутник
Открыть легкую планету на расстоянии в сто миллионов километров от ее звезды непросто: наблюдать надо долго, а наблюдения должны быть очень точными. Однако «процесс пошел». Сейчас есть несколько планет с массой (и радиусом) как у Земли и даже меньше, часть из них попадает в «зоны обитаемости». Нет пока полной копии Солнечной системы. Однако возможно, что уже «Кеплер» сможет найти что-то очень похожее. Пока самый близкий аналог — это система
В конце апреля этого года появилась статья, в которой были представлены наблюдения так называемого «остаточного пояса» в системе звезды Фомальгаут. Это одно из самых ярких светил на земном небе, правда, из России его не видно — надо ехать далеко на юг. Звезда выглядит яркой, поскольку она близка (чуть более 20 световых лет от нас), а вообще-то она лишь немногим больше Солнца. И она очень молода. Если Солнцу уже около 5 миллиардов лет, то Фомальгауту — около 200 миллионов.
С помощью космической инфракрасной обсерватории
- Фото: www.arxiv.org
- Изображение получено Космической обсерваторией Гершель на длине волны 70 микрометров. Это инфракрасный диапазон спектра. Излучает пыль, образующаяся в результате столкновения кометных ядер. В центре пояса видна звезда. Отрезок слева задает масштаб 200 астрономических единиц (астрономическая единица – расстояние от Земли до Солнца, приблизительно равно 150 млн км) (рисунок из статьи B. Acke et al. Опубликована в Astronomy & Astrophysics).
«Сноб»