Року – Божеское…
Олег Карамазов и Юрий Шевчук награждены высшими церковными орденами
В чем необычность? Да в том, что рок-музыке в истории России и Украины отведена некая особая роль. Еще, казалось бы, совсем недавно рок называли чуть ли не духовным исчадием ада, порождающим «ненужные протестные настроения», а самих рок-музыкантов – брутальными и банальными хулиганами, наркоманами и пьяницами, которые «сами не знают, чего хотят».
А они знали. Они искали Свободу. И с большой, и маленькой буков. Потому что маленькая свобода, внезапно обретенная, – это прелюдия к Свободе большой. Той, которая и осознанная необходимость, когда уважаешь других не по приказу, и естественная среда обитания, когда и Любовь горячее, и Честь более святая, и Достоинство береженное-перебереженное не кажутся ненужными. Да и свободный человек, ограниченный только свободой других людей, – это действительно венец природы. «Счастья нет, есть покой и воля»…
Награждение Юрия Шевчука
А путь к Свободе, как оказалось, не заканчивается в душах людей, а пролегает куда-то выше. И там, в небесных или каких-нибудь иных сферах, музыка и слова сливаются с небесным звучанием. С творениями Того, кто все и предопределяет. Потому что за это духовное и нравственное право пошел на крест. За других. И для других. Во всяком случае, должен предопределять. Потому что, как было как-то сказано, если Бога нет, то все можно. А свобода – это не вседозволенность…
Именно это и имел в виду глава Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Киевский и всей Украины Владимир, когда сказал награжденным: «Надеюсь, что то слово, которое вы несете людям со сцены – а это в первую очередь молодежь, – оно будет свидетельствовать о Христовой правде, о Христе. И о наших ценностях. У вас есть свой язык общения с молодежью, и по сути своей он не противоречит учению церкви. Очень важно, чтобы слово о Христе звучало из ваших уст».
«За это и рубимся!» – в интервью журналистам, но и церковному иерарху тоже, по-своему, по-рокерски, отойдя от неожиданности, ответил Шевчук. И это, согласитесь, звучит. А вообще лидер «ДДТ» сказал, что воспринимает «эту награду не как заслугу за сделанное, а как аванс за то, что предстоит еще сделать». Точно так же отреагировал на награду и Олег Карамазов.
Награжденные
…Этих людей многое связывает, и они действительно заслужили свои ордена. Они знакомы с 1990 года, когда Юрий, во время приезда в Днепропетровск, подсказал название группы – «Братья Карамазовы». В честь тех знаменитых братьев «из Федора Михайловича», которые стали символом духовных исканий, проб и ошибок на жизненном пути. В том далеком уже 90-м советский монстр еще стоял, угрожая любой свободе своей громадностью, но уже трещал. И свежие потоки воздуха сносили в образующиеся трещины, в никуда, в ненужную память, всю пыль и затхлость существования. А вот за то, что появится взамен унесенного, и отвечали те, кто невольно становился властителем дум. Рокеры в том числе. Это из уст питерского рокера прозвучало – «Перемен! Мы ждем перемен!»…
…И вот перемены явились, иногда ставя перед человеком прямой, как выстрел в лоб, вопрос: «А зачем?»…
Шевчук и Карамазов отвечали на этот вопрос по-разному. По-разному и получалось. От драк с напомаженными гламурными мужичками в лосинах из шоу-бизнеса до скандалов с высшими руководителями страны, для которых они казались более страшными, чем колонны протестующих или толпы митингующих. Почему? Очень просто: в колонны и на митинги людей созывали и песни. Рокеров в том числе. А может быть, рокеров – в первую очередь…
Награждение музыкантов состоялось в Свято-Пантелеймоновском монастыре Киева. На том месте, где, по преданию, Андрей Первозванный, Святой Андрей, один из учеников Иисуса Христа, предсказал появление Киева и благословил место возведения будущей столицы Руси. В этом тоже очень легко найти свой символ…
Фотография на память…
И Шевчук, и Карамазов не хотят к тому же, чтобы русский и украинский народы кто-то перессорил и разделил на «москалей» и «хохлов», которые бодаются между собой. «Это новый труд. А после награды я внутренне чувствую большую ответственность. Дай Бог, чтобы по силам», – сказал лидер «ДДТ».
У Олега и Юрия, безусловно, есть свои заслуги и перед церковью. Например, в 2008 году «ДДТ» и «Братья Карамазовы» вместе с группой «С.К.А.Й.» участвовали в миссионерском, посвященном 1020-летию крещения Руси, Всеукраинском концертном туре по 24 городам страны. И это была запоминающаяся акция, свободная от гламура и глянца с их заунывным или разухабистым завыванием ни о чем, о страстишках вместо страсти. И вместо веры…
А до этого «Братья Карамазовы» в 2004 году совершают паломничество по Святым местам в Израиле и летают с экспедицией в Непал, Гималаи. Шевчук же выступил ведущим в одной из серий фильма «Земное и небесное» об истории РПЦ, снятого с благословения патриарха Алексия Второго. В 2006 году лидер «ДДТ» участвовал во встрече тогдашнего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне главы РПЦ) с православными рок-музыкантами. Уже после тура по Украине в 2009 году «ДДТ» записывает альбом «Ныне отпущаеши» на стихи священника Днепропетровской епархии Евгения Максименко. В том же году «ДДТ» и «Братья Карамазовы» создают общественное движение, в рамках которого дают ряд благотворительных концертов, посвященных освобождению мира от нацистов. А это – дело Божеское… Потому что оно, конечно, верно, что Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Но если рокеры несут людям добро, то Всевышний – не против…
Олег Карамазов всегда знает, что он делает…
А еще Шевчук в своей стране не очень любим верховной властью. Новый старый президент России в бытность временным премьером Владимир Путин лично Юрию в лицо заявил публично, что ЕГО НЕ ЗНАЕТ, что заставило отшатнуться от него даже российскую рокерскую рать, члены которой «забронзовели» и потянулись к покою, славе и признанию – заслуженным и сытным. И кто их в этом может упрекнуть? «Каждый выбирает для себя. Женщину, религию, дорогу…»
Позицию же Шевчука, вступившего в спор с новым «хозяином», коллеги по рок-цеху даже охарактеризовали как «достаточно подростковую, нонконформистскую позицию, а на подобных встречах все-таки нужно стремиться к диалогу». Необычный сленг для рокеров. Утешает одно: президент Дмитрий Медведев, на встречу с которым Шевчука уже не взяли, остался в политике. Теперь – премьер-министром, и он лидера «ДДТ» все же ЗНАЕТ. И не боится в этом признаваться. Он даже пошутил: «…В отличие от моих коллег я знаю, кто он такой, я знаю, как он выглядит». А ведь все они втроем – питерские. Какой он все-таки разный, этот бывший Ленинград…
Сейчас Шевчук принимает активное участие в акции «Дети политзаключенных современной России», организованной по инициативе бывшего политзека Максима Громова. В гостях у Шевчука недавно побывала четырехлетняя Алина Соколова. Ее отец, екатеринбургский правозащитник Алексей Соколов, автор документального фильма о тюрьмах «Фабрика пыток», отбывает в колонии 5-летний срок по сфабрикованному делу – по обвинению в грабеже и разбое. А вообще-то он возглавляет организацию «Правовая основа», которая занимается защитой прав заключенных. Также он является экспертом правозащитного движения «За права человека». Его сторонники уверены: Соколову отомстили за расследование убийства четверых заключенных в колонии №1 города Копейска в 2008 году. И международная организация Amnesty International признала его узником совести. Фотограф Владимир Телегин сделал с этого мероприятия чудные
Дочь и жена того, кто сидит «не за лажу»…
Цель упомянутой акции, затеянной Громовым и поддержанной Шевчуком, не только в том, чтобы дети почувствовали, что они – не «дети врагов народа». Хотя это важно. Но и в том, чтобы, как сказал Шевчук, дети узников могли «гордиться своими папами и мамами, потому что папы и мамы их сидят не за какую-то лажу, не за нарушение заповедей Божьих, а как раз борются за их торжество на этой земле». И об этом нужно знать. А можно и наградить…
…Олегу Карамазову в прошлую пятницу «стукнуло» 50 лет. Юрию Шевчуку послезавтра стукнет на 5 лет больше. И награды мужиков, что называется, подгадали. И оба они восприняли ордена как стимулы и авансы. А значит, жизнь продолжается. И поздравления по этим поводам – самые искренние. Потому как доброе слово, оказывается, и рокеру приятно…
P.S. Как утверждает «Википедия», Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой на ленте – это высший орден РПЦ. Он был учрежден определением Патриарха Пимена и Священного Синода 28 декабря 1988 года в честь 1000-летия Крещения Руси. Орденом Святого награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. Но, как видим, есть исключения.
Орден имеет одну степень. При награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. Знак ордена носится на ленте с правой стороны в верхней части груди. При ношении знака ордена на плечевой ленте он располагается под алмазной звездой ордена. Все остальные ордена РПЦ носятся ниже.
Орден Андрея Первозванного
Знак ордена имеет форму овала. В центре располагается медальон с изображением святого апостола Андрея Первозванного в технике «Ростовская финифть». Святой изображен в полный рост на фоне большого четырехконечного «андреевского» креста. Изображение обрамлено тонким крученым ободком, который окружен по всему периметру фианитами. Две пальмовые ветви, в виде венка, обрамляют центральный овал с вставленными в них, по вертикали и горизонтали ордена, четырьмя синтетическими рубиновыми восьмигранными камнями. По диагонали ордена расположены четыре прямоугольных граненых хромдиопсида. Вся композиция объединяется лучами ромбовидной формы. С верхнего угла ромба по обе стороны спущена лента, поддерживающая корону, в которую вставлены три фианита. Знак изготавливается из серебра и носится на зеленой плечевой муаровой ленте шириной 110 мм.
Знак ордена Андрея Первозванного
Звезда ордена представляет собой круг, наложенный на ромб с расходящимися от центра острыми лучами. Лучи сгруппированы пучками по 5 и 7 лучей и образуют два четырехконечных креста. Один из них, более широкий и расположенный по вертикали и горизонтали, украшен фианитами. В центральном круге на слегка выпуклой белой эмалевой поверхности рельефная позолоченная монограмма – «С.А.» («Святой Андрей»). По кругу идет эмалевая полоса ультрамаринового цвета, в верхней части которой рельефная позолоченная надпись на церковнославянском языке «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МИРУ», а в нижней части расположен небольшой крест и две дубовые ветви. Круг обрамлен фианитами. Звезда изготавливается из серебра.
Владимир СКАЧКО