Над чем надзирают и за что наказывают
Цель, которую преследовал законодатель при принятии Закона о рыночном надзоре и Закона о безопасности продукции, — изменение системы госконтроля за непищевой продукцией путем сближения ее с существующей системой в странах Европейского союза.
По задумке законодателя, указанные законы должны заменить действующую обременительную систему контроля за непищевой продукцией (контроль от проектирования до утилизации продукции) на систему контроля, которая ориентируется, в первую очередь, на безопасность продукции для потребителя.
Действие вступивших в силу законов распространяется на всех производителей, импортеров, распространителей продукции (субъектов хозяйствования, задействованных в последовательной цепи поставки продукции от производителя к конечному потребителю).
Действие обоих законов не охватывает:
1) услуги и работы;
2) пищевые продукты, пищевые добавки, ароматизаторы, диетические добавки и вспомогательные материалы для переработки пищевых продуктов;
3) продукты животного происхождения;
4) корма, кормовые добавки и премиксы;
5) живые растения и животные;
6) продукцию человеческого, растительного и животного происхождения, которая непосредственно используется в качестве репродуктивного материала или предназначена для воссоздания;
7) спирт, алкогольные напитки и табачные изделия;
8) лекарственные средства и ветеринарные препараты;
9) наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры;
10) ядерные материалы, специальные материалы, которые расщепляются, другая продукция в сфере использования ядерной энергии;
11) изделия военного назначения;
12) объекты градостроения.
Кроме того, положения Закона о безопасности продукции не распространяются на бывшую в употреблении продукцию, антиквариат, продукцию, которая подлежит ремонту или восстановлению перед ее использованием.
Что такое «рыночный надзор»?
Понятие «рыночный надзор» не ново и впервые появилось в Законе о стандартах. Сводить рыночный надзор к контролю за качеством продукции исключительно на рынках было бы крайне неправильно. Понятие рыночного надзора гораздо шире.
Общее правило, заложенное в основу применения Закона о безопасности продукции и Закона о рыночном надзоре: предусмотренные ими требования и меры контроля распространяются на всю продукцию, за исключением лишь той, относительно которой техническими регламентами установлены специальные требования по обеспечению ее безопасности. Если же такие специальные техрегламенты есть, то применять следует именно их. При этом обращаем внимание читателя на достаточно широкое понятие «технические регламенты», которое раскрыто в Законе о стандартах: технический регламент — это закон или подзаконный акт Кабмина, в котором определены характеристики продукции или связанные с ней процессы, или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным. Он может также содержать требования к терминологии, отметкам, упаковке, маркировке или этикетировке, которые применяются к определенной продукции, процессу или способу производства. На сегодня в Украине существует чуть более 30 технических регламентов. Де-факто рыночный надзор и контроль продукции будет осуществляться за всей непищевой продукцией — как за той, для которой утверждены специальные технические регламенты, так и не имеющей таковых. Законодатель исходил из того, что в случаях, когда для определенной продукции не предусмотрено никаких требований к безопасности, она считается безопасной, пока орган государственного рыночного надзора не докажет обратное.
Новый вид проверок
Основными мероприятиями рыночного надзора являются проверки характеристик продукции (в т. ч. отбор образцов и их экспертиза) и ограничительные (корректировочные) меры (ограничение, запрет представления продукции на рынке, изъятие продукции из оборота, отзыв продукции).
Проверки характеристик продукции могут быть плановыми и внеплановыми, выездными и невыездными (по месту расположения органа рыночного надзора). У распространителей продукции проводятся как плановые, так и внеплановые проверки, а у производителей — только внеплановые.
Основанием для внеплановой проверки может стать:
а) обращение потребителей (пользователей) соответствующей продукции, а также органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, правоохранительных органов, общественных организаций потребителей (объединений потребителей), в которых содержится информация о распространении продукции, которая причинила вред общественным интересам или имеет недостатки, которые могут причинить такой вред, и отсутствует информация, по которой производителя такой продукции можно идентифицировать, однако содержится информация, по которой можно установить распространителя, у которого была приобретена (обнаружена) такая продукция;
б) обоснование производителем во время проверки характеристик продукции, что:
— он не вводил в оборот продукцию, которая является опасной, составляет риск и/или не соответствует установленным требованиям;
— продукция является опасной, составляет риск и/или не соответствует установленным требованиям в результате действий либо бездействия распространителя (распространителей) такой продукции.
Необходимо акцентировать внимание на том, что во время проверки проверяются характеристики только того вида продукции, который является предметом проверки, а не всей продукции, которую производит или продает предприятие или предприниматель.
Во время невыездной проверки характеристик продукции проверяются такие документы (их копии) и информация: декларация соответствия; сопроводительная документация (в т. ч. инструкция по использованию продукции); документы, дающие возможность отследить происхождение соответствующей продукции и ее дальнейший оборот (договоры, товарно-сопроводительная документация и т. п.); полный состав технической документации на соответствующую продукцию, предусмотренный техническим регламентом, и т. д.
Во время выездной проверки характеристик продукции, кроме проверки того же набора документации, будут также проводить обследование, отбор и экспертизу (испытание) образцов продукции.
Срок проведения выездных проверок не может быть продлен и не может превышать у распространителя — 2 рабочих дней, а у производителя — 3 рабочих дней.
Документами, при наличии которых проводятся проверки, являются удостоверения (направления) на проведение проверки, которые выдаются и оформляются в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. №877-V.
Оформление результатов проверки
По результатам проверок орган рыночного надзора может применить ограничительные (корректирующие) меры: по приведению продукции в соответствие с требованиями; по предупреждению производителем и/или распространителем продукции потребителей (пользователей) о рисках, которые несет продукция; по запрещению введения в оборот опасной продукции; по изъятию из оборота опасной продукции и предупреждению потребителей (пользователей) о рисках, которые представляет эта продукция; по отзыву опасной продукции из оборота и по ее уничтожению. Отзыв продукции применяется как исключительная мера, если принятые производителем или распространителем меры являются недостаточными для предотвращения или избежания соответствующих рисков, которые представляет продукция.
Кроме того, для обеспечения соответствия продукции установленным требованиям при ее ввозе на таможенную территорию Украины применяется государственный контроль продукции. Осуществляется такой контроль в зонах таможенного контроля.
Меры ответственности
И Закон о рыночном надзоре, и Закон о безопасности продукции устанавливают ряд финансовых санкций. (см. таблицу)
Кроме того, субъект хозяйствования, который будет распространять продукцию конечному потребителю, в случае нарушения требований Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. №1023-ХІІ, кроме вышеуказанных санкций, может понести ответственность и согласно нормам указанного закона.
Хотелось бы обратить внимание на то, что оба закона содержат основания для освобождения от ответственности (ст. 16 Закона о безопасности продукции, ст. 45 Закона о рыночном надзоре). Для субъекта хозяйствования такими основаниями будут доказательства того, что нарушение произошло не по его вине (например, он не вводил продукцию в оборот, продукция стала небезопасной вследствие действий или бездействия иных лиц или обстоятельств непреодолимой силы и т. д.).
Кроме того, указанные штрафы по своей правовой природе являются административно-хозяйственными санкциями, а поэтому срок их применения ограничен — в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее одного года со дня нарушения (ст. 238, 250 Хозяйственного кодекса Украины).
В заключение хотелось бы сказать о том, что с 05.07.2011 г. субъекты хозяйствования отягощены обязанностью по хранению документов, дающих возможность определить лиц как поставивших, так и получивших от них продукцию.
К таким документам согласно Закону о рыночном надзоре относятся договора и товарно-сопроводительная документация (перечень исчерпывающим не является). Срок хранения определяется соответствующим техническим регламентом, а в случае отсутствия в регламенте срока — 10 лет с момента ввода в обращение или со дня получения продукции.
Непредоставление таких документов в случае, если производителя не удастся установить, грозит субъекту хозяйствования штрафными санкциями как лицу, осуществившему ввод в обращение такой продукции.
Официально
Порушив закон — відповідай!
Із законодавства про звернення громадян
В порядку ст. 7 Закону України «Про звернення громадян» прокуратурою області до прокуратури Борівського району Харківської області надіслано звернення представника групи співвласників майна реорганізованого КСП «Новий Шлях» громадянина С. щодо ненадання головою комісії по врегулюванню майнових питань вказаного підприємства відповіді на заяви щодо виділення в натурі майна підприємства, обґрунтованості його використання іншим товариством.
У ході вирішення звернення підтвердились доводи автора щодо ненадання головою комісії КСП «Новий Шлях» С. письмового повідомлення про результати перевірки за заявами, поданими у грудні 2011 року та січні цього року від імені групи співвласників майна підприємства.
За ненадання інформації, яка підлягає отриманню відповідно до вимог ст.ст. 18, 19 Закону України «Про звернення громадян», прокуратурою Борівського району стосовно винної посадової особи складено протокол про адміністративне правопорушення, передбачене ч. 1 ст. 212-3 КУпАП («Порушення права на інформацію»), який у квітні поточного року розглянуто та задоволено місцевим судом.
Накладене судовим рішенням на голову комісії КСП «Новий Шлях» С. адміністративне стягнення у вигляді штрафу у розмірі 425 грн. сплачено та завдяки втручанню органу прокуратури порушення вимог законодавства про звернення громадян усунуто, відповідь представнику групи співвласників майна реорганізованого КСП «Новий Шлях» громадянину С. по суті порушеного ним питання надано.