«Новые малограмотные»
В своей жизни я всего лишь единожды встречала человека, не умеющего читать и писать. Дело было в конце 1980-х годов в городке Черниговка Запорожской области, где я тогда жила. По соседству была супружеская пара, в которой муж был абсолютно неграмотен. Он даже не мог посчитать сдачу в магазине, поэтому супруга давала ему деньги на покупку «под расчет».
Конечно, подобный случай уникален. Но интересно, что в открытой информации переписи населения Украины 2001 г. отдельными позициями указаны лица, имеющие высшее и полное среднее образование, а вот строки «неполное среднее», а тем более отсутствие такового, — нет. Впрочем, путем несложных подсчетов нетрудно узнать, что 10 лет назад не имеющих высшего и полного среднего образования в нашей стране было чуть менее 13 млн. Правда, подавляющую часть этих людей составляли учащиеся средних и старших классов и студенты колледжей, то есть те, кто к настоящему времени уже имеет как минимум полное среднее образование. А в целом население Украины весьма и весьма образовано. Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Украина входит в первую двадцатку стран по распространению высшего и среднего образования. По количеству людей с высшим образованием наша страна занимает 8-е место среди 142 стран мира.
Однако, увы, весьма высок процент малограмотных у народа рома, проживающего на территории Украины. В моей практике была ситуация, когда пришлось разбираться, почему 12-летняя девочка-цыганка перестала ходить в школу. Как выяснилось, ее родители решили, что начальной школы для их дочери вполне достаточно — для успешного замужества. И никакие законодательные акты об обязательности среднего образования для детей Украины им были не указ.
Еще один «источник» малограмотных — неблагополучные семьи. Российский психолог Елена Мащенко, исследуя неблагополучные семьи (результаты ее исследований, думаю, верны и для Украины), пришла к выводу — лишь 13% таких родителей интересуется школьными успехами своих детей. Кроме того, для родителей из неблагополучных семей образование вообще не является ценностью. В психологическом портрете неблагополучных родителей присутствует ригидность — то есть желание сохранить существующий статус-кво, поэтому нередко они неосознанно сопротивляются изменениям. По типу «ничего, я с 3-мя классами образования пробился, и он (ребенок) не пропадет». В результате из школы выходят юноши и девушки, имеющие аттестат, но не имеющие образования — поколение «новых малограмотных». А ведь это особая среда со своими специфическими «закидонами». Например, еще супруга вождя мирового пролетариата Надежда Крупская (кстати, ее книга «Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование» довольно интересна и с точки зрения современности, потому что дает четкое определение таким нетождественным явлениям, как неграмотность и малограмотность) писала: «Малограмотная группа — одна из самых трудных. Обычно малограмотные группы распадаются всего быстрее. …Кто следил за тем, как слушает малоподготовленный крестьянин или рабочий речи или лекции, замечал, вероятно, такой факт: в речи оратора слушатель улавливает одну-две мысли, особенно понравившиеся или не понравившиеся ему, — по ним он судит обо всей речи, не вникая в логическое развитие мыслей». Я не являюсь поклонницей коммунистической идеологии, но иногда мне бывает досадно, что многое из наработок прошлого — абсолютно зря! — мы отвергли категорически. Ведь малограмотный человек 1920-х практически ничем не отличается от его не шибко образованного коллеги периода «постмиллениума». Даже в политике. Уловить два-три «особо понравившихся» предложения (лозунга, слогана) и по ним судить о смысле высказывания (программы, политической позиции) — зачастую именно на таком уровне судачат и судят у нас о политике и политиках.
Отметили классики ликбеза и такую существенную особенность восприятия малограмотного или малообразованного человека: ему сложно понимать правильную литературную, тем более научную речь. Попробуйте приобщить такого чтеца к серьезной литературе, если он читает ее как книгу на иностранном языке… Поневоле пришлось искать пути обхода. Л. Толстой, составляя свои «Книги для чтения», всегда подчеркивал — необходимо, чтобы книжки для крестьянских ребят были написаны на том языке, на каком они говорят. «Взрослый рабочий и крестьянин говорят другим языком, чем дети, причем крестьянин — другим языком, чем рабочий» — а это уже опять Крупская. Далее она сетует, что книг на таком языке «у нас нет». У нас появились. Но…
Меня давно занимает вопрос — почему такой бешеной популярностью у нас пользуются книги Донцовой? А не научно-популярная литература, которая у нас издается и к тому же весьма недурного качества. Что за странный феномен для некогда самой читающей страны мира? Возможно, и в силу этой специфики восприятия печатного текста, о которой знали в начале прошлого века и забыли в начале нынешнего. «Легкое чтиво» писано народным языком. Легким, понятным, несколько сленговым. А попробуйте прочесть современный серьезный исторический труд или научно-популярную книгу. Или еще лучше, посмотрите на нее глазами малообразованного человека — это ж лес дремучий. Конечно, на фоне существующих проблем Украины все вышесказанное — так, мелочь. Хотя… Я не думаю, что в начале 1920-х, когда в Украине была создана комиссия по ликвидации неграмотности, проблем было меньше или они были менее глобальными. Но вот ведь, озадачивались люди доступностью печатного слова, современной научной, литературной, социальной мысли. Старались донести ее до всех слоев общества. Через, скажем, адаптированные «лайт-версии» — для менее подготовленной аудитории (или, как мы бы сегодня сказали, — версии для «чайников»). Зачем? Чтобы «приобщить его (малообразованного человека) к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». Это опять же, из Надежды Константиновны.
Я не знаю, озаботится ли Украина проблемами «новых малограмотных». Да и что вообще в настоящее время стоит считать малограмотностью? Это уже сфера компетенции узких специалистов. Но нельзя не констатировать — проблема существует. И это не та проблема, которую можно единожды преодолеть и забыть. Малограмотность способна «самовоспроизводиться». И вполне способна стать общественным тормозом и постоянным источником социальных проблем. А значит, рано или поздно, но нам придется обратиться к опыту предшествующих поколений.
«Время»