Субботник в Харькове. Даже модели вышли убирать город (ФОТО)
18 августа в Харькове прошел массовый субботник. Десятки тысяч харьковчан вышли для того, чтобы навести порядок в городе накануне Дня освобождения Харькова.
Читать дальше…
Видеоканал для настоящих харьковчан
18 августа в Харькове прошел массовый субботник. Десятки тысяч харьковчан вышли для того, чтобы навести порядок в городе накануне Дня освобождения Харькова.
Читать дальше…
Длинная и неприглядная на первый взгляд улица Котлова, которая растянулась от Центрального рынка до Северного поста, на самом деле — отражение «железнодорожной» части истории «первой столицы»
Котлова растянулась более чем на 6,5 км, и сейчас проходит параллельно железнодорожной ветке Южного вокзала. Возникла она еще в конце XVII — начале XVIII века — как дорога, связывающая Харьков со слободой Панасовка (другие названия – Афанасьевска, Опанасовка). Историческое название улицы — Большая Панасовская, но в отдельные годы ее именовали Прокофьевской и Панасовской, а позднее назвали в честь активного борца за власть Советов в Украине, большевика-диверсанта Ивана Котлова. Кроме того, в советское время в Котлова включили улицы Сахарозаводскую и 40 лет Октября, растянув ее до северных границ города.
Панасовская слобода располагалась в низине, и весной при таянии снега или во время сильных дождей ее затопляло «горной водой» с Лысой Горы. Наводнения происходили часто: только в 1853 году с 8 февраля по 7 марта Панасовку затопляло шесть раз. Местность осушали, но эффекта достигли только после масштабных дренажных работ, связанных со строительством в 1869 году Курско-Харьковской железной дороги.
В 1885 году Большую Панасовскую соединили с Лысой Горой, построив железный Кузинский мост. К концу столетия началась плановая застройка улицы, и к 1910 году ее замостили. Северо-восточнее находилась Цуриковская левада и река Лопань, но их «пробили», построив Новый мост на ул. Клочковскую, только в 1985-м.
Первые дома тогдашней Большой Панасовской начинались после пересечения Дмитриевской с Чеботарской. На своем пути улица пересекается множеством переулков, и большинство из них сохранили дореволюционные названия. Архитектура здесь соответствующая: редкие жилые новостройки, автоцентры, «хрущевки» и ветшающие одно-двух-этажки начала XX века, — зачастую без устанавливаемых дат строительства и имен проектировщиков.
Красноречиво имя первого переулка — Борзый. В городских планах 1881, 1896 и 1903 гг. он отмечен как место размещения ночлежного дома на границе с Пискуновской левадой. Следующее место пересечения улицы Котлова – переулок Лосевский. По нему сейчас с Благовещенского рынка сворачивают трамваи, идующие на Южный вокзал. К слову, трамваи по Большой Панасовской пустили сравнительно поздно — в декабре 1909 года.
Еще два переулка – Резниковский и Клочковский – соединяют улицу с рекой Лопань на Ивановской набережной. При пересечении с Большой Панасовской на первом переулке – в так называемом доме Езерского – с 26 мая 1894 года – работала вторая в Харькове читальня от Общества грамотности, причем только в первый год ее посетило почти 4 тысячи человек.
Резниковский переулок специализировался на другой страсти харьковчан: до революции в самом его начале располагался пиво-медоваренный завод Игнатищева (сейчас — Котлова, 67).
Наиболее примечательные здания улицы начинаются на ее перекрестке сразу за Новым мостом.
По ул. Котлова, 83а находится «Дом рабочего», построенный в 1928-1932 году по проекту архитектора Александра Дмитриева (ныне — Центральный дом науки и техники Южной железной дороги). Для своего времени он считался одним из лучших клубных сооружений. Композиция фасада здания, отражающая его внутреннюю структуру, выполнена в виде пяти вогнутых поверхностей и похожа на растянутые меха гармони. Вторая Мировая война здание не пощадила. После реконструкции в 1967 году его – уже как Дом культуры Железнодорожников — открыли заново. Помимо большого зрительного зала, кружков самодеятельности, библиотеки и танцевального зала, с 1969 года тут работает Музей истории ЮЖД. Перед входом в ДК с 1958 года на постаменте из красного гранита стоит бронзовый бюст Ивана Котлова.
Значимость и «революционность» района улицы Котлова подчеркивают сооружения напротив. Здесь, на территории бывшей Ващенковской левады (где в 1900 году впервые в Харькове прошла маёвка), оборудовали стадион, в 1967-1972 годах построили плавательный бассейн и спорткомплекс «Локомотив» (№90). Наконец, в 2004 году появился их ультрасовременный тезка – Дворец спорта им. Георгия Кирпы (№90/1).
Далее на километры начинается промышленная часть улицы Котлова. Предприятия открывались здесь еще в 1880-х годах. В числе первых были паровозные вагонные мастерские Южных железных дорог, плиточный и водочный заводы. В советское время к ним добавились электроаппаратный, керамический, лесопильный и другие заводы. Предприятия давно преобразованы в закрытые и открытые АО, отдельные подчинены Минобороны Украины, часть площадей продается или сдается в аренду.
После трамвайного круга улица тянется дальше, вдоль железнодорожного полотна, минует пассажирское вагонное депо «Харьков Сортировочный» и упирается в так называемый Северный пост. По идее, его должен знать каждый достигший совершеннолетия и не ставший студентом здоровый харьковчанин. Именно здесь находится КПП Харьковского областного сборного пункта Министерства обороны, откуда отправляются защищать незалежную Украину новобранцы.
Их родственники иногда заходят в расположенную неподалеку Константино-Еленинскую церковь (Котлова, 199), построенную в 1851 году по проекту архитектора Владимира Немкина. Храм находится в ведении Московского патриархата УПЦ.
Кстати, на улице Котлова, 105 есть церковь и патриархата Киевского. Это храм Иоанна Богослова, построенный на Большой Панасовской в 1879-1885 году в русско-византийском стиле под руководством епархиального архитектора Харькова Федора Данилова.
Северный пост улицы Котлова – окраина Харькова. Если на маршрутке с Благовещенского рынка к нему добираться 25 минут, пешком – полтора часа, то чтобы дойти от Павловской плотины на реке Лопань и Алексеевского лугопарка, понадобится от силы минут 10.
Источник фото: Евгений Боровик
Евгений Боровик Харьков. Комментарии