С ним умерла эпоха
30 лет назад СССР прощался с Леонидом Ильичом Брежневым. Готовился к выходу девятый том его собрания сочинений под названием «Ленинским курсом». Тогда же осенний призыв распределял по воинским частям тех, кто родился как раз в дни прихода генсека к власти.
Младшие школьники спрашивали родителей: «Если Брежнев умер, то сразу война начнется?»
Но война уже шла. На тот момент многие знали, что такое «черный тюльпан» и «груз-200».
Сейчас многим хочется вернуться в то время, когда были деньги на сберкнижках и не хватало товаров в магазинах. Тем не менее, в это время зарплату платили два раза в месяц, заводы работали как часы, а самолеты в харьковском аэропорту приземлялись каждые пятнадцать минут, если не чаще. Брежневский социализм называли в учебниках «развитой», причем почему-то с ударением на последнюю гласную.
При «дорогом Леониде Ильиче» «средний класс» составлял большинство населения. Конечно, были в Советском Союзе и те, кто отоваривался в «спецраспределителях», и те, кто еле-еле сводил концы с концами — многодетные семьи, неквалифицированная рабочая сила, «лимитчики» и т. п. Однако безработных в стране не было, как и бомжей. Почему же так сладко вспоминают многие наши сограждане времена «бровеносного генсека»? Именно из-за советского среднего класса.
Практически каждый советский человек тогда мог быть уверен, что он получит вполне терпимую зарплату (наверняка), отдельную квартиру (когда-нибудь) с дешевой квартплатой, машину и дачу (если поднакопит деньжат). Он знал, что его дети пойдут в теплый детсад и вполне приличную школу, а затем поступят куда захотят. И после окончания техникума или вуза будут обеспечены работой. Советский человек не сомневался, что когда выйдет на пенсию, не будет голодать.
Что вспоминают те, кто жил при нем? Кто — переезд на новую квартиру, кто — спектакли Любимова и Эфроса, а кто самиздатовские произведения и очереди в магазинах. Все помнят жизнь, где сегодня было похоже на вчера, а завтра — на сегодня. В общем, как писал А. Твардовский,
«Мы знаем те и эти годы
И равно им принадлежим…»
И выросло уже не одно поколение, которое не читало «Малую землю», не понимает смысла бесчисленных анекдотов про «бровеносца в потемках» и удивляется, когда родители называют пятизвездочный коньяк «Лёнчиком». Но и выросшие уже без него инстинктивно или со слов старших знают, что никогда ни до, ни после Брежнева не жилось в стране так спокойно.
«Сказка о потерянном времени»
Депутат Госдумы Александр Хинштейн написал книгу «Сказка о потерянном времени», где опроверг сложившиеся об «эпохе застоя» мифы, рассказал малоизвестные факты из жизни генерального секретаря и впервые напечатал личные дневники Брежнева.
Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги: «Это просто счастье, что у нас сохранился брежневско-советский запас; лишь благодаря ему страна и сумела выжить в эпоху горбачевско-ельцинских лихолетий. Не было бы Брежнева с его нефте- и газопроводами, системой ЖКХ, транспортной инфраструктурой, гигантами индустрии, в лихие годы страна просто не сохранилась бы. Да и сегодня мы во многом еще продолжаем пользоваться плодами той эпохи.
Главный итог правления Брежнева — установление в обществе относительно сытой стабильности; но ведь именно это считается и основным успехом политики нынешних лидеров. Молодой Брежнев был, если угодно, высокоэффективным кризис-менеджером. Пара суток без сна и еды были для тогдашнего Брежнева в порядке вещей, благо здоровье пока позволяло. Детей мог не видеть неделями. Ночевал в машине и кабинете.
В 1964 году сосед Брежнева по дому на Кутузовском проспекте случайно столкнулся во дворе с уже рукоположенным Брежневым, о чем, правда, и не подозревал. «Первое, что он сообщил: «Сегодня мы Хрущева скинули!» — «А кого же избрали Первым?» — спрашиваю его. «Представь, меня», — ответил со смехом Брежнев». В июле 1965-го на встрече с ленинградским партхозактивом Брежнев заявлял: «…Я не хочу превратиться в человека, который действовал бы по принципу — раз при Хрущеве так было, давай я переверну; это глупо». Генсек хорошо помнил, как лихорадило аппарат во времена Сталина и Хрущева, и повторять чужие ошибки не хотел. Красивым обещаниям про коммунизм молодой Брежнев предпочитал конкретные дела. С его приходом было принято множество важнейших социальных решений. С шестидневной рабочей недели страна перешла на пятидневку. 9 Мая и 8 Марта стали выходными датами, а ветераны и семьи погибших получили льготы. Колхозникам установили пенсии и зарплату, выдали паспорта. Пенсионный возраст был уменьшен до нынешнего предела. Зарплаты, пенсии, детские пособия увеличены. Минимальная зарплата в 1971 году выросла до 70 рублей; этих денег вполне хватало для обычной жизни. Доходы с минимальных зарплат перестали облагаться налогами. Уволить в те времена работника было практически невозможно, суды принимали сторону «обиженных». На год сократился срок службы в армии и на флоте. При рождении второго ребенка государство ежемесячно платило матери пособие в 100 рублей. «Пока я жив, — говорил Брежнев, — хлеб дорожать не будет». Отдушинами для Леонида Ильича были охота, хоккей и автомобили. Любил женщин. Брежнев стал первым советским политиком западного типа: белозубая улыбка, ямочки на щеках, одежда с иголочки. Женщины были от него без ума.
Благодаря Брежневу союзные республики получали огромные дотации и жили в Союзе как у Христа за пазухой. Очень характерный для него и нетипичный для других вождей случай описывает патриарх советской журналистики Мэлор Стуруа. В 1972-м Стуруа пригнал из Штатов, где работал много лет собкором «Известий», красный спортивный «Крайслер-Чарджер» — для тогдашней Москвы это было равноценно прилету космической ракеты. Машину случайно заприметил Брежнев, который всегда отличался любовью к дорогим иномаркам. Чего только не сулили Стуруа помощники генсека в обмен на приглянувшийся шефу «крайслер», даже возили его несколько раз в цековский гараж, предлагая на выбор любой брежневский лимузин. Журналист был непреклонен. Брежнев же, получив от ворот поворот, безмолвно с этим смирился. Когда мы смеемся над шамкающим «бровеносцем в потемках», неплохо было бы вспомнить, что силы свои растерял Брежнев не на пьянках и гулянках. Все его недуги — результат колоссальных нагрузок. Недолеченные болезни, фронтовые ранения и контузии… Мало кто знает, что к концу жизни Брежнев решил добровольно покинуть свой пост, передав власть преемнику. После долгих раздумий выбор его пал на Владимира Щербицкого — первого секретаря ЦК КП Украины. Это должно было произойти 15 ноября 1982 года на Пленуме ЦК. Но 10 ноября генсек неожиданно скончался. Если б он прожил еще пять дней, история пошла бы совсем по другому пути. Уйди Брежнев вовремя, всё в стране сложилось бы — я уверен — совершенно иначе. Может, и Союз до сих пор бы существовал…»
…Леонид Ильич умер во сне, спокойно и без страданий – такая кончина во все времена считалась счастливой. А вместе с ним умерла целая эпоха, и ее кончину счастливой не назовешь…
http://timeua.info