Прогулки по Харькову: улица врача, который спас голос Шаляпина
Это уютную улицу, соединившую в Нагорном районе Театральный спуск и ул. Маршала Бажанова и до сих пор утопающую в зелени, еще в конце XVIII века нарекли Садовой
Перед тем, как получить современное название, она успела последовательно побывать Топорной и Постышева, затем снова стала Садовой, и только в 1961 году ее нарекли в честь советского политического и государственного деятеля, партийного функционера и матерого большевика Власа Чубаря. Этот человек довольно долго жил в «первостоличном» Харькове (в особняке по ул. Ольминского, 22), возглавляя в 1922-1934 годах Совет Народных Комиссаров УССР (на ул. Совнаркомовской,11) и одновременно являясь зампредом СНК СССР.
В 1881 году по обеим сторонам Садовой насчитывалось всего 13 домов, уже в то время она была мощеной, имела водопровод и хорошо освещалась при помощи газовых фонарей. К 1910 году адресов стало 18 и, несмотря на появление советских многоэтажек, вплоть до настоящего момента их количество не изменилось.
Как и раньше, первые этажи угловых зданий на Садовой заняты магазинами или организациями. Если сейчас в построенной в 1989 году высотке разместилось отделение банка, то в снесенном ранее двухэтажном угловом здании середины XIX в 1910 году держал мясную лавку некто по фамилии Акулов, а сам дом принадлежал вдове купца Эстер-Гене Шефтель.
Адресные книги и списки домовладельцев Харькова 1893-1910 годов порой дают неожиданную информацию о лицах, живших на Садовой до революции. Например, в угловом доме №2 как минимум до 1910 года жила жена капитана София Кривошеева. Здание не сохранилось, поскольку в 1928 году на его месте возвели внешне ничем не примечательный, но являющийся сейчас памятником архитектуры, жилой 5-этажный дом.
На месте бывшего доходного, а сейчас жилого, дома по нечетной стороне улицы (№3/5) до 1914 года стояло два здания. В 1901 году по этим адресам жили кандидат прав Ной Генепес, рядом – потомственный почетный гражданин Николай Ващенко. В 1909 году на Садовой, 11 (в старой нумерации) возникла «преемственность» — там прописалась потомственная гражданка Анна Базилевич. Кстати, на улице было прописано много именно женщин – жен провизоров, коллежских советников и асессоров, мещанка. Десятый дом по Садовой принадлежал баронессе Марии Типольт, а 18-е здание на углу с Черноглазовской (ныне Бажанова) в первом десятилетии занимала вдова вюртембергского подданного Оттилия Гельферих. Даже до революции нумерация домов несколько раз менялась и, к сожалению, точный дореволюционный адрес не всегда соотносится с современым.
Не все памятники архитектуры на ул. Чубаря выставлены напоказ. Например, сразу за недавно реконструированным отелем в бирюзовых тонах по Чубаря, 4 следует двор, за оградой которого «притаился» бывший жилой, и, как водится до революции, бывший доходный дом (№ 6а), спроектированный в 1913 году видным харьковским архитектором Александром Ржепишевским.
Сразу за ним четная сторона улицы преподносит сюрприз — жилой дом постройки начала XX века (№6), мастерски спроектированный архитектором Юлием Цауне (предположительно) и стилизованный «резной» лепниной под архитектуру позднего средневековья или североевропейского ренессанса XVI века. Здание хорошо сохранилось, и сейчас в нем сдаются посуточно двухэтажные квартиры.
Кстати, на улице есть еще один бывший доходный дом (Чубаря,11). Построенный как особняк в 1903 году архитектором Мариам-Иосифом-Здиславом Харманским, он был надстроен в 1915 году по проекту не менее видного зодчего Михаила Дашкевича. Сейчас в здании располагается известное на все постсоветское пространство издательство «Прапор».
Пожалуй, самой значительной и… грустной визиткой улицы Чубаря является пустующий сейчас одноэтажный особняк (№7). Предполагается, что его проектировал в 90-е годы XIX века архитектор Виктор Величко, и, несмотря на аварийное состояние здания, оно по-прежнему вызывающе изящно со своими классическими формами, высоким декоративным куполом и открытой террасой в виде полуротонды.
Однако ценность не только архитектурная. До революции здесь жил и работал новатор, врач-отоларинголог и коллежский ассессор Степан Сурукчи – личность во всех отношениях знаковая для Харькова. Профессора принимал много пациентов, и одним из них в 1905 году стал приехавший в Харьков Федор Шаляпин. Сурукчи вылечил Шаляпину голосовые связки, когда остальные эскулапы только разводили руками. С тех пор они подружились, а Шаляпин не один десяток лет навещал Сурукчи в каждый свой приезд в Харьков. Так вышло, что особняк на бывшей Садовой стал местом, где пели Шаляпин, Вертинский, а за самоваром собирался весь цвет харьковской интеллигенции… Есть версия, что после революции Сурукчи добровольно передал дом советской власти, но говорят также, что его банально отобрали.
В 2004 году на боковой стене дома открыли мемориальную доски Федору Шаляпину, но организовывать музей здесь, похоже, не торопятся, и особой активности за его дряхлеющими стенами не наблюдается.
Есть на улице и другие интересные объекты. Как минимум их два — это Лицей искусств № 133 по Чубаря, 13 и Киевский районный военный комиссариат (№16). Впрочем, это уже новейшая история будущей Садовой…
Источник фото: Евгений Боровик
Евгений Боровик