Двигубские: в разных жанрах

Среди дворянских родов, проживавших и имевших собственность в Харьковской губернии, было немало тех, кто оставил след в истории. Ковалевские, Данилевские, Девиеры знамениты на всю Российскую империю, но есть и менее заметные, но не менее интересные. Среди них — Двигубские.

Первый известный представитель этого рода — стрелец Кирилл Двигубский — упоминается в хрониках Звенигорода в 1504 году, в правление первого государя всея Руси Ивана ІІІ. Далее мы видим галерею служилых людей. В исторической литературе есть сведения о сотнике Змиевской сотни Иване Двигубском, который не побоялся обратиться с просьбой к Петру Великому в защиту полковника Ф. Шидловского, который был арестован по лживому обвинению. Есаул Андрей Двигубский пострадал в 1733 году из-за коварной измены изюмского полковника Лаврентия Шидловского. До этого он получил от императрицы Анны Иоанновны село Верхнюю Дуванку (ныне Сватовский р-н Луганской обл.). Двигубских можно было увидеть среди участников всех войн, которые вели русские государи со своими соседями. Например, Василий Павлович участвовал в третьем разделе Речи Посполитой, а подполковник Алексей Михайлович был избран от Изюмского уезда начальником пешего казачьего полка в ополчения для отпора нашествию Наполеона. За героизм в Крымской войне Николай Иванович получил от государя прибавление к фамилии и стал Двигубским-Покусаевым.

Список героев из этого рода можно продолжать вплоть до Великой Отечественной войны. Но в этой статье мы остановимся лишь на двух представителях, отличившихся на разных поприщах.

Шпионский роман

Рано оставшись без родителей, Алексей Михайлович Двигубский из Корочи переехал в Харьков на попечение дяди — титулярного советника Максимилиана Андреевича Двигубского. Дядюшка нашего героя, увы, ни по чиновной линии не преуспел, ни как издатель: его журналы «Украинский вестник» и «Слободско-украинский старожил» просуществовали недолго. Проживал дядя Макс на ул. Дворянской (сегодня ул. Чигирина) в доме №5, принадлежавшем дворянам Бискупским, а с 1908 г. — дворянам Лазницким. Двигубские, не приобретя в губернском городе своего жилья, снимали этот дом вплоть до 1919 года. Но об этом дальше.

Алексей Михайлович по службе продвинулся куда успешнее, чем дядя. В Первую мировую войну он — офицер 69-го пехотного Рязанского полка, полковник. В июле 1917 г. А. М. Двигубский участвовал на стороне вой­ск Временного правительства в штурме Петропавловской крепости в Петрограде. В начале 1918 г. вернулся в Харьков и возглавил здесь подпольную офицерскую организацию. Генерал А. С. Лукомский вспоминал: «В распоряжении харьковской военной организации имелись три тысячи винтовок с достаточным количеством патронов и около двадцати пулемётов. Была надежда в случае восстания получить четырёхорудийную батарею; личный состав для батареи был подготовлен. В батальоне, который, по словам полковника, стоявшего во главе организации, можно было собрать в любой момент, числилось около тысячи человек».

Почему же эта организация не организовала мятеж против большевиков? Да потому, что местное партийное руководство во главе с Артемом (Сергеевым), организовавшее Донецко-Криворожскую республику, в отличие от вождей партии, не искало перемирия с немцами и продолжало вести войну в обстановке всеобщего предательства. Русские офицеры, ненавидя большевиков, не могли и помыслить о помощи врагу. Не привлекала Алексея Михайловича и украинская идея, в свое время увлекшая его дядюшку.

И Двигубский готовит отправку офицеров на Дон, в Добровольческую армию. Харьковский краевед Андрей Парамонов обнаружил в российском архиве и опубликовал в 2009 г. уникальный документ: «Отчёт о деятельности Харьковского разведывательного центра. Составлен полковником Двигубским, начальником Харьковского центра разведывательного отделения штаба Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России в июне 1919 года». Оттуда можно узнать, как происходила одна из самых успешных разведывательных операций времен Гражданской войны.

Под именем полковника Захарова Двигубскому удалось в апреле 1919 г. внедриться в штаб 2-й Советской Украинской армии. Там он решал задачу отвлечения сил Красной армии от Донецкого бассейна, где Добровольческая армия вела борьбу с советскими войсками. Руководимый им Харьковский центр организовал публикации в газетах с призывами помочь Венгерской Советской республике. Замечу, что при всей свирепости харьковской ЧК Двигубский, хоть и под чужой фамилией, продолжал снимать ту же самую квартиру, где когда-то воспитывался дядей. Часть советских войск была снята с донецкого фронта, что облегчило положение Добровольческой армии.

Двигубскому удалось войти в доверие к командующему Украинским фронтом Антонову-Овсеенко, а также получить возможность лично докладывать Троцкому по ключевым вопросам. При его участии была разработана и предложена операция по наступлению Красной армии на Румынию с целью установления там советской власти. В результате этих действий румынский король Фердинанд не только отстоял аннексированную ранее Бессарабию, но и подавил революцию в соседней Венгрии.

В мае 1919 г. Двигубский-Захаров руководил успешными действиями советских войск против петлюровцев и сорвал переговоры между «красными» и «жовто-блакытными» о совместных действиях против «белых». Прибыв с фронта в Харьков, полковник организовывал вооруженные выступления в городе против большевиков и спасал попавших в ЧК соратников от расстрела, добиваясь оправдательных приговоров.

При подходе к городу войск Добровольческой армии под руководством Двигубского и Харьковского центра вспыхнуло восстание. Белое подполье временно заняло Сумскую, захватило школу красных командиров, Интернациональный университет и нижние четыре этажа здания ЧК. Оттуда офицеры освободили арестованных (среди которых была сестра А. М. Двигубского), но отступили на Большую Даниловку, дождались там вступления в город основных частей, с которыми и соединились.

В период, когда белогвардейцы контролировали Харьков (июнь—декабрь 1919 г.), полковник Двигубский руководил местной контр­разведкой. Его стараниями были ликвидированы три состава подпольного губкома большевиков.

После окончательного установления советской власти в Харькове следы полковника теряются. Так и неизвестно, погиб ли он в бою или остался жить в стране под чужим именем. Во всяком случае, среди эмигрантов А. М. Двигубского не было. До 1919 г. в Харькове проживало несколько ветвей рода Двигубских, а на сегодняшний день, по сведениям историка А. Парамонова, ни один житель «первой столицы» не носит эту фамилию.

С(о)ветская хроника

После окончания братоубийства часть рода Двигубских (потомки ректора Московского университета Ивана Алексеевича Двигубского) осталась в СССР и ныне проживает в Москве, Ростовской области и Краснодарском крае. О своих харьковских родственниках они почти ничего не слышали, и, как сообщила корреспонденту «Времени» Светлана Двигубская из г. Азова, «я знаю, что отец и дядя моего свёкра погибли во время ВОВ, их звали Константин и Иван Двигубские. Знаю также, что у них много родственников в Краснодарском крае, но мой муж их не знает».

Другая же ветвь Двигубских оказалась в эмиграции. Как только повеяло оттепелью, рожденный в Париже молодой художник Николай Львович (1936—2008) в 1956-м с родителями приехал в СССР из Парижа (вернулся туда в 1980 г. и умер в Нормандии) и стал работать на «Мосфильме». По матери он приходился двоюродным братом Марине Влади. Андрон Кончаловский так описывал своего друга: «Запах дорогого одеколона, хороших сигарет, иногда трубки. Всегда модно одет. Элегантные ботинки на тонкой подметке даже в жуткий русский мороз. Он был европеец. Этим меня и подкупал… Москва приводила его в ужас, он не знал, как к ней приспособиться. Ему было здесь холодно, не так уж много было домов, куда ему хотелось заходить. Наш дом был одним из таких немногих… Трижды он женился на женщинах, с которыми я расходился. Судьба? Случай? Какая-то в этом загадка».

Николай Львович окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик», а затем работал на фильмах А. Кончаловского, А. Тарковского, Ю. Райзмана и Г. Панфилова.

В СССР Двигубский был трижды женат: на актрисах Жанне Болотовой (во время учёбы в институте), Ирине Купченко (после сьёмок фильма «Дворянское гнездо») и, наконец, на бывшей жене своего друга Андрона Наталье Аринбасаровой. Так что известная сценаристка Екатерина Двигубская («Бедная Настя», «Холостяки» и пр.) — единоутробная сестра режиссера Егора Кончаловского. Так через казахскую актрису причудливо соединилась родословная русских дворянских родов Двигубских, Михалковых и Кончаловских.

«Время»

Новости партнеров

Яндекс.Метрика
Добавить рекламное объявление
sitemap
sitemap