Виктор Остапчук: «Бывших железнодорожников не бывает»
Южная железная дорога, крупнейшее и старейшее предприятие Слобожанщины, в последние годы прочно ассоциируется с именем её начальника Виктора Остапчука.
Но на прошедших парламентских выборах Виктор Николаевич — Герой Украины, почётный житель Харьковской области, Харькова и ещё доброго десятка городов и посёлков Харьковщины и Полтавщины — был избран народным депутатом и переходит работать в Верховную Раду.
О планах на будущее, о том, чем из достигнутого главный железнодорожник Слобожанщины гордится больше всего, — в откровенном разговоре с В. Н. Остапчуком.
Горжусь своей командой
— Виктор Николаевич, прежде всего от имени редакции и читателей нашей газеты поздравляем вас с избранием народным депутатом Украины. Первый вопрос, возможно, не вполне корректный. Ходят упорные слухи, что вас специально «ушли» в народные депутаты, чтобы вы не смогли препятствовать предстоящей приватизации железной дороги. Это правда?
— Спасибо за поздравления. Что касается вашего вопроса, то, как неоднократно заявляло руководство нашей отрасли, приватизации железной дороги не будет.
— Рельсы и контактную сеть — конечно, не приватизируют. А знаменитые санатории ЮЖД, а детские лагеря?..
— Планируется, что объекты социальной сферы тоже войдут в уставный фонд создаваемого публичного акционерного общества.
— Но месяц назад губернатор Харьковщины Михаил Добкин публично заявил, что детский центр «Солнечный» может быть передан с баланса ЮЖД на баланс области. Чтобы, как выразился Михаил Маркович, не потерять его после реформирования дороги.
— «Солнечный» — это харьковский «Артек», гордость Слобожанщины. Естественно, все, кто любит Харьковщину, для кого её имидж — не пустой звук, искренне переживают за нашу «жемчужину». Но на Южной дороге существует мощная профсоюзная организация, которую возглавляет Вячеслав Анатольевич Залозных, всю жизнь проработавший на нашей магистрали. Не сомневаюсь, что профсоюз сможет отстоять нашу социальную сферу. Вячеслав Анатольевич прекрасно знает мою позицию по этому вопросу: нельзя позволить разрушить то, что строили наши отцы и деды, и продолжали строить мы, как говорится, со всей душой и сердцем. Нельзя категорически! Тот же «Солнечный», как и другие наши детские центры, — родом из начала пятидесятых годов. Страна ещё не оправилась после войны, многие люди ещё жили чуть ли не в землянках, — а для детей строили замечательные лагеря, дворцы пионеров и т.д.
Кстати, вы знаете, что традиция летнего оздоровления детей на ЮЖД появилась ещё до революции? Начиная с 1911-го, каждое лето более 400 детей «южан», учащихся железнодорожных школ и дорожных технических училищ, летом выезжали на природу в окрестностях Лозовой. Все расходы по отдыху ребят брала на себя дорога… Конечно, сегодня эти масштабы несоизмеримы. У нас только в одной евпаторийской «Мрії» за лето в четыре смены отдыхает около 2500 детей, всего же в дорожных детских центрах оздоравливаются более 6 тысяч ребят.
После распада Союза мы сумели сохранить и приумножить то, что нам оставили предыдущие поколения. За последние годы на Южной полностью обновлены все детские центры, везде построены современные бассейны, спортивные площадки и т. д. Например, в «Мрії» и «Солнечном» дети сегодня живут в двухместных номерах-люкс, а «пионерские» корпуса — это, скорее, детские отели… В преддверии каждого оздоровительного сезона я старался объехать все детские центры, чтобы лично проверить, как они подготовлены к приему детворы. У нас за каждым лагерем закреплены несколько предприятий, и каждый руководитель знает: спрос за подготовку к летнему отдыху детей — самый серьёзный. Так что не случайно наши детские центры сейчас считаются лучшими в своих регионах, а «Мрія» и «Солнечный» — во всей Украине. И если у кого-то поднимется рука попытаться отобрать у детворы их любимые лагеря, то, повторюсь, наш профсоюз готов этому жестко противостоять. И я, как народный депутат Украины, буду рядом со своими коллегами, плечом к плечу.
— В продолжение первого вопроса. Говорят, что на ваше решение баллотироваться в парламент повлиял тот факт, что в результате предстоящего реформирования «Укрзалізниці» роль начальника дороги нивелируется, и при всём желании повлиять на происходящие процессы он не сможет.
— Думаю, что в Верховной Раде действительно будет намного больше возможностей отстаивать интересы железной дороги и регионов, которые она обслуживает.
Мне уже поздно меняться, да я и не считаю нужным. И в Верховной Раде собираюсь работать так, как привык — с утра до вечера, защищая дорогу и отстаивая интересы Харьковщины уже на другом, законодательном, уровне.
— Скучать по Южной будете?
— А как вы думаете? Тридцать пять лет на дороге — это ведь целая жизнь. Я больше нигде не работал, кроме Южной, здесь для меня всё родное — каждая станция, каждое предприятие. Но, как говорится, бывших железнодорожников не бывает, и я не перестану помогать своей дороге никогда.
Сегодня Южная работает как часы с хорошо отлаженным механизмом. Мы выполняем все планы, все задания. А то, что смог совершить наш коллектив в рамках подготовки к Евро-2012, иначе как трудовым подвигом, назвать нельзя.
Конечно, я горжусь своей Южной дорогой, и для меня было большой честью двенадцать лет возглавлять такой замечательный коллектив. На моих глазах выросла целая плеяда прекрасных руководителей, которые сегодня возглавляют линейные предприятия, работают начальниками служб и моими заместителями. Кстати, четверо из них — депутаты Харьковского областного совета, и успешно совмещают напряженные производственные заботы с работой на благо всей Слобожанщины. Их потенциал — огромный…
Подвиг в мирное время
— Вернемся к вопросу о Евро-2012. Полтора месяца назад, на открытии нового комплекса по обслуживанию скоростных поездов, генеральный директор «Укрзалізниці» Владимир Васильевич Козак особо подчеркивал, что основная нагрузка по подготовке к чемпионату легла именно на Южную дорогу. Задача, поставленная перед «южанами», всем, в том числе гендиректору, казалась непосильной и невыполнимой. Тем не менее, вы и ваш коллектив справились с ней на «отлично». Что вам лично за этот период запомнилось наиболее остро?
— Наверное, ощущение того, что не знаешь, куда бежать в первую очередь…
Действительно, более напряженного периода, чем минувшие полтора года, не было за всю историю дороги. В рамках подготовки к Евро-2012 всё надо было делать одновременно: обкатывать новые скоростные поезда, которые — все до единого — вначале пришли на нашу дорогу, электрифицировать 270 км пути стратегических участков Полтава — Кременчуг — Бурты и Полтава — Красноград — Лозовая, модернизировать инфраструктуру национальных пассажирских коридоров (именно на Южную пришлась львиная часть их протяженности), строить уникальное для Украины ремонтно-экипировочное депо… Каждая из этих задач была сверхсложной. Например, к подобным объемам и темпам электрификации даже в самые плодотворные советские годы мы и близко не подходили.
Конечно, можно многое вспомнить. Но если в двух словах — благодаря Евро-2012 Южная дорога «перескочила» в своем развитии через несколько ступенек, а наш коллектив во время подготовки к чемпионату, повторюсь, совершил настоящий подвиг в мирное время.
Ещё один аспект, о котором надо обязательно упомянуть. Сегодня специалистами Южной дороги созданы все условия для внедрения скоростного движения на участках главного Кавказского хода. Так что если наши российские коллеги решат в преддверии Олимпиады Сочи-2014 возродить самый короткий маршрут из Москвы на Крым и Кавказ, который был наиболее востребованным в течение почти полутора столетий, по которому ездили все цари и генсеки, то инфраструктура Южной дороги к этому готова.
— Двенадцать лет вы возглавляли Южную дорогу. Чем из достигнутого гордитесь больше всего?
— Прежде всего, как уже говорил, я горжусь своей командой, коллективом дороги. А одним из главных достижений считаю то, что нам удалось сохранить нашу Южную. Очень хорошо помню, как в апреле 2000-го, назначая меня на должность начальника дороги, Генеральный директор «Укрзалізниці» Георгий Николаевич Кирпа показал уже подготовленный приказ о расформировании Южной дороги и сказал: «Сможете делом доказать право Южной дороги на жизнь, что ж, работайте. А если нет…» Как видите, мы подаренным шансом воспользовались сполна.
Чем ещё горжусь? Обо всём, конечно, и не расскажешь… Пуск первого в Украине «Столичного экспресса» в 2002 году. Обновленные красавцы-вокзалы, первые в Украине рельсовые автобусы, высокотехнологичный комплекс по обслуживанию скоростных поездов на станции Харьков-Сортировочный. Внедрение электротяги между Киевом и Харьковом, участок Полтава — Красноград — Лозовая, ставший эталоном технического прогресса для украинских железных дорог. Новые мосты и реконструированные станции. Первые в отрасли современные мусороперерабатывающие комплексы и геотермальные установки. Обновленные детские оздоровительные центры, детская железная дорога Малая Южная и дорожные санатории. А ещё — замечательная Привокзальная площадь и спортивный комплекс «Локомотив» имени Кирпы в Харькове, возрожденная часовня Спасов Скит на участке Борки — Мерефа и другие прекрасные храмы… Успехи наших спортсменов, в том числе волейбольной команды «Локомотив»-Харьков, которая является 12-кратным чемпионом Украины, многократным обладателем Кубка Украины, победителем Кубка Европы среди клубных команд, а также — мастеров синхронного плавания, успешно выступающих на мировой арене, в том числе на трёх последних Олимпиадах…
— Кстати, что касается спорта. Пару месяцев назад в интервью нашей газете начальник ДФСК «Локомотив» Евгений Щербина говорил, что синоним слов «спорт на ЮЖД» и «Локомотив» — это Остапчук. И приводил пример: волейбольная команда, начиная с 2000 года, всё время становилась чемпионом Украины, за исключением сезона 2005/2006 годов. Как раз тогда вы на полгода уходили с дороги… Не боитесь, что история повторится, и после вашего увольнения с Южной ее спортивная сфера развалится?
— Я тоже хорошо помню сезон 2005/2006 годов. Наша команда «Локомотив» тогда была заявлена в Лигу чемпионов, но в связи с отсутствием финансирования клуб подал документы на снятие команды с розыгрыша. Случай — беспрецедентный, резонанс был на всю волейбольную Европу. В 2005-м все лучшие игроки были вынуждены уехать кто куда, остались одни юниоры. Естественно, это сразу же сказалось на результатах команды. Тем не менее, мы смогли довольно быстро наверстать упущенное и вновь выйти в безоговорочные лидеры отечественного волейбола.
А чтобы вывести команду на новый уровень, мы первыми в Украине начали участвовать в Открытом чемпионате России, который является одним из сильнейших чемпионатов в мире (по нашему примеру затем пошли хоккеисты). В прошлом году, являясь дебютантами этого чемпионата, заняли седьмое место. Это очень хороший результат.
Сегодня национальные сборные Украины по трём видам спорта — волейболу, синхронному плаванию и мини-футболу — в основном укомплектованы спортсменами Южной дороги. Все они стали ведущими спортсменами страны на моих глазах. Например, мини-футбольный клуб «Локомотив»-Харьков начинался с отделения футбола, куда приходили заниматься мальчишки со всего города. А теперь многие из них играют в команде мастеров, являющейся бронзовым и серебряным призером чемпионата Украины, обладателем кубка Украины, членами национальной сборной команды страны. Последний успех — победа в чемпионате мира среди студентов. Вся сборная страны состояла из наших ребят!
Радует своими успехами и футбольная команда «Локомотив»-Купянск, которая в этом году восьмой раз подряд стала чемпионом Харьковской области среди клубов высшей лиги, а также завоевала «серебро» чемпионата Украины среди аматоров.
Есть чем гордиться нам и в массовом спорте. Кстати, в этом году сборная команда работников Южной дороги завоевала первое место в комплексном зачете Спартакиады «УЗ» среди шести железных дорог страны. В эту субботу, 1 декабря, в СК «Локомотив» волейбольные команды предприятий ЮЖД разыграют традиционный Кубок начальника дороги по волейболу. Приглашаю прийти поболеть, будет очень интересно.
Не боюсь ли я, что спортивная сфера дороги развалится? Успехи наших спортсменов — лучшая агитация за здоровый образ жизни, имидж не только Южной дороги и «Укрзалізниці», но и Слобожанщины, всей Украины. Мне кажется, это должны понимать все.
Доверие людей отрабатывать каждодневной работой
— Вы всю жизнь проработали на Южной дороге, знаете её как свои пять пальцев, привыкли к масштабам огромного дела, привыкли быть хозяином. Что вам, профессионалу и руководителю, который давно уже всё доказал другим и себе, Верховная Рада?
— Я действительно очень люблю своё дело, Южную дорогу. Кроме того, для меня всегда было наполнено особым смыслом понятие «региональный патриотизм», не случайно наша команда активно участвует в общественной жизни Слобожанщины. Что касается нашей отрасли, то у нас действительно сегодня немало проблем, связанных прежде всего с тем, что Закон Украины «О железнодорожном транспорте» с момента своего принятия не выполняется. К примеру, за все годы независимости из государственного бюджета ни копейки не выделено на приобретение пассажирских вагонов, — а ведь закон это чётко предусматривает. Конечно, что-то мы приобретали сами, однако темпы старения пассажирского парка многократно превышают темпы обновления. Если не принять немедленные меры, возможности «УЗ» по перевозке пассажиров в дальнем сообщении в ближайшие пять лет сократятся на треть (о пригородном сообщении вообще промолчу, это отдельная большая и больная тема). С учётом старения пассажирского парка, который достался нам от СССР, дефицит вагонов растёт сумасшедшими темпами, и переломить угрожающую тенденцию можно только в том случае, если государство будет выполнять свои обязанности.
Или возьмём интермодальные перевозки. Сколько уже говорится о том, что нельзя летом выпускать тяжелые фуры на автомобильные дороги. Вы посмотрите, у нас же каждое следующее лето жарче предыдущего. И нормальная трасса из-за езды тяжеловесов при высоких температурах в считанные дни превращается в «стиральную доску». Так никаких денег на ремонты не хватит. Поэтому надо — как это уже сделано в Европе — законодательно обязать автоперевозчиков в жаркий период года или использовать железнодорожные платформы, или временно становиться «на прикол».
В общем, в Верховной Раде должны работать профессионалы-транспортники, и, уверен, мы с Александром Ивановичем Момотом, руководившим Приднепровской магистралью, сможем принести пользу коллегам-железнодорожникам и нашей отрасли.
Кроме того, я избран по мажоритарному округу, и доверие людей, которые меня поддержали, тоже надо отрабатывать каждодневной работой.
Знаете, железная дорога научила меня, что работать успешно — это значит работать системно и единой командой. И к избирательному процессу был точно такой же подход. Наша команда не обещала ничего такого, чего бы не делала на протяжении последних двенадцати лет во многих населенных пунктах Харьковской, Полтавской и Сумской областей, и прежде всего в тех, где или мэры, или большинство депутатов местных советов — железнодорожники. Постоянная поддержка школ, забота о детях, ветеранах, о будущем страны — у нашей команды эти приоритеты всегда были, есть и будут, вне зависимости от выборов.
Конечно, я — не политик. Во время встреч с избирателями себя не рекламировал, не заискивал, говорил людям правду, часто не очень приятную, прямо в глаза. Но оказалось, что так и надо. Люди устали уже от «обещалкиных» и судили о нашей команде по её делам. Наверное, многим импонировало и то, что за время всей предвыборной кампании я не сказал ни единого плохого слова в адрес своих оппонентов. Например, меня поразило, что в селе, которое расписывали чуть ли не как рай земной, даже клуба нет, и церковь стоит, извините, вся ободранная… Но ни я, ни кто другой из нашей команды не счел для себя возможным даже вскользь упомянуть об этом. Хотя по отношению ко мне особо не стеснялись, причём даже не заботясь о том, чтобы придумать что-то более-менее правдоподобное. Впрочем, повторюсь, сегодня люди уже мало обращают внимания, кто и что сказал или в интернете написал. Для них главное — дела.
В 177-м округе меня поддержали более половины избирателей — 56,8%, за что им огромное спасибо. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех жителей Купянщины, Изюмщины, Шевченковщины и Боровщины, которые пришли на избирательные участки и тем самым проявили свою гражданскую позицию. Конечно, кто-то голосовал за других кандидатов, но на самом деле у всех нас — одна мечта и одна цель. Все ведь хотят нормально жить, работать, получать достойную зарплату, спокойно смотреть в будущее — своё и своих детей.
— Вы уже наметили для себя первоочередные задачи в своем округе?
— Да, и первоочередные, и на перспективу. Ещё во время предвыборной кампании была разработана Программа социально-экономического развития округа, в которой обозначены конкретные шаги, направленные на повышение экономического потенциала и благосостояния людей, на развитие промышленности и сельского хозяйства, культуры и духовности, образования и спорта.
Есть глобальные проблемы — экология, реанимация погубленных заводов, обеспечение занятости населения, — которые необходимо решать через правительственные структуры и соответствующие комитеты. А есть проблемы местные — асфальтирование улиц, например. Кстати, практически все обращения, которые поступали и поступают ко мне напрямую и через общественные приемные, касаются вопросов, которые должны решаться на местном уровне. Но люди просто вынуждены через «голову» местной власти просить отремонтировать дорогу, провести газ, обрезать деревья, восстановить автобусное сообщение, установить детскую площадку и т. д., — потому что по-другому не могут ничего добиться… Разве это правильно?! Конечно, я не отказываюсь, помогаю, мы уже многое в округе сделали и ещё больше сделаем. Всю жизнь я работал в отрасли, в которой принцип социальной ответственности — один из краеугольных камней. Это и мой личный принцип — всегда помогал и буду помогать школам, домам престарелых и т. д., теперь лишь стараясь фокусировать усилия на своем округе. Но подменять собой какие-то местные государственные органы не собираюсь.
Возвращаясь к вашему вопросу, могу сказать, что моя первоочередная и стратегическая задача в качестве народного депутата — вернуть доверие людей к власти. Возможно, это как-то громко звучит, но я вырос в сверхдержаве и получил соответствующее воспитание. По моему глубокому убеждению, государство без власти, которой люди доверяют, — это не государство, а так, территория. И власть должна это доверие заслужить.
Лилия Павленко, Татьяна Буряковская.
http://timeua.info