Наша жизнь превращается в шоппинг

В старину, в Святки, все 12 дней, от Рождественского Сочельника до Крещения, наши предки старались не работать. Но это время посвящали не только гуляньям, но и размышлениям о мире невещественном, о приметах и обо всем таинственном…

А что может быть более таинственным и неизведанным, чем мы сами?

«…Мир, лишённый желания помочь ближнему, не наполненный состраданием и любовью к нему, — ущербный мир, из него изъяты самые яркие краски и самые лучшие мгновения жизни. Это скажет вам каждый, кто хоть однажды положил яблоко в горячую ладонь больного или обнял замершего от прикосновения детдомовского малыша», — такие простые и одновременно сложные строки для глубинного восприятия можно прочитать в книге психолога Синодального отдела по делам молодежи Украинской православной церкви Анны Лелик «Молодость не равнодушна». Книга вышла в 2012 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

О том, чем жив современный человек, к чему стремится, о культурных потрясениях и о многом другом, что не оставляет его равнодушным, говорила с харьковчанами автор книги Анна Лелик в  формате  Международного фестиваля православного кино «Покров».

— В Святочные дни принято говорить о приметах. Что можно считать приметой нынешнего времени?

— Приметой сегодняшнего дня можно, без сомнения, назвать ее величество рекламу. Человек в день визуально отслеживает более 300 реклам, аудиореклам — чуть меньше, рекламных клипов — более ста. Если прибавить к этому то, что человек многое не видит и воспринимает  на подсознательном уровне, то  такое «программирование» заставляет задуматься. Это, по сути, оружие. Им можно как убить, так и спасти.

— К методам воздействия и к оружию массового поражения или спасения можно отнести самый любимый народом вид искусства — кино?

— Кино, прежде всего, призвано нас развивать. Но вопрос  состоит в том, с каким знаком идет развитие. Служит  ли кино развитию нашей культуры или же, наоборот, делает нас примитивными? Со школьной скамьи мы помним, что культура — это  совокупность материальных и духовных ценностей. И тут вроде все понятно. Но давайте вдумаемся в расхожее понятие — «ценности». Раньше то, что взывало к чему-то сакральному в человеке,  называлось святынями. А сейчас — ценностями. Есть разница?

— Но диалектика предполагает формирование новых понятий.

— Да, и доказательством этому факт, что только в 20 веке появилось такое понятие, как массовая культура. Раньше не было столь массовых источников воздействия на человека, как сейчас. И зрителю, потребителю не дают выбора.

— Мы можем выбрать — купить или не купить, смотреть или выключить…

— Но нам не дают выбора в высшем понимании этого слова. Это относится и к кино. Качественный кинематограф построен на том, чтобы зритель вместе с героем стоял перед выбором и вместе с ним проходил определенный путь духовного развития. Помните, как герой фильма «В бой идут одни старики» лейтенант Скворцов струсил и вышел из боя. Вечером  у костра они беседуют с капитаном Титаренко (Маэстро). И герой Леонида Быкова произносит  фразу: «В жизни бывают минуты, когда человеку никто, никто не может помочь. Рождается сам и умирает сам!» И в эту минуту зритель тоже делает свой выбор: быть живым или мертвым, героем или трусом. Вот такой кинематограф дает возможность сделать свой выбор.

— Но есть и сегодня достойные образцы в кинематографе. Лично для меня стал потрясением фильм российского режиссера Павла Лунгина «Дирижер». Его харьковчане смогли увидеть на  Международном фестивале православного кино «Покров». В нем звучала оратория «Страсти по Матфею», но не Баха, а современного автора — митрополита Илариона (Алфеева). Впечатления и от фильма, и от музыки незабываемые. Значит, не все так печально в кино?

— Это действительно достойный пример. Как раз эта кинолента дает возможность зрителю делать свой человеческий выбор. Сюжет вполне светский. В Иерусалим для исполнения оратории «Страсти по Матфею» прилетает симфонический оркестр и солисты. Дирижёр, потеряв навсегда в Иерусалиме родного сына, в течение трёх дней полностью переоценивает свою жизнь и мировоззрение, доказывая, что никогда не поздно измениться.

— Мы все сотканы из немногих достоинств и достаточного количества недостатков, которые тщательно скрываем. Обороты нашей  речи могут нас выдавать? Как распознать — насколько, например, человек эгоистичен?

— Давайте прислушаемся к нашей речи. Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет быть им. Часто мы слышим: «Я хочу иметь ребенка». Но редко можно услышать: «Я хочу быть мамой». Часто девушки повторяют: «Я хочу замуж». Но лично я никогда не слышала: «Я хочу быть женой».

— Сейчас прочно вошло в жизнь такое понятие, как потребитель. Это неслучайно? Бытовала такая циничная фраза сытых буржуа и профессиональных диетологов: «Человек есть то, что он ест». Сейчас человек есть то, что он потребляет?

— Философия потребления главенствует в сознании и в душах людей. Если раньше многие для себя решали вопрос: «быть или не быть», и во многом эту дилемму формировал кинематограф, театр, то теперь кино формирует другой вопрос: «Иметь или не иметь?». Реклама формирует потребителя. Жизнь превращается в шоппинг. А главная задача продавца и производителя — сделать так, чтобы в самом ближайшем будущем вы снова пришли за покупкой. И потребитель попадает на этот крючок. Самый толстый и совершенный каталог товаров и услуг никогда не сделает человека счастливым, потому что он предлагает только брать, а в человеке заложена потребность отдавать, дарить себя другим.

— Но разные  времена ставили разные капканы. Человек ведь  не жертвенное животное, обреченное попасть в сеть?

— Кстати, о сети. Примета человека, попавшего в сеть, — это его обезличивание. Общаясь в интернете, мы ставим ники, скрываем имена, подменяем фотографии. Мы общаемся не с человеком, а с образом. Общаемся, не общаясь. Такая вот современная разновидность одиночества. Недавно вышел фильм по одноименной книге «Одиночество в сети».

— Да, и автор Януш Вишневский написал простые на первый взгляд слова: «Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака». Но эта фраза буквально взорвала интернет. Если люди так реагируют, значит, не все потеряно. Как раз интернет частично и демонстрирует, что люди всех рас, вероисповеданий и возрастов находятся постоянно во внутреннем поиске. Что ищут?

— Свое место в жизни. Реализуя желание отдать свою любовь, дружбу, заботу, помощь другим, мы наполняем жизнь смыслом и находим себя.

Cчастливого поиска и веселых Святок!

 

http://timeua.info

Новости партнеров

Яндекс.Метрика
Добавить рекламное объявление
sitemap
sitemap
дудницын геометрия решебник 9 класс ссылка поиск людей по фамилии в москве игры онлайн телефонный справочник севастополя 2013 онлайн ссылка интернет магазин детских игрушек чернигов телефонная база данных г тула на сайте справочник телефонов домов отдыха омск справочник телефонов организаций десять лучших игр онлайн на сайте поиск человека по имени фамилии и отчеству бесплатные игры тут тут любимые питомцы онлайн игра онлайн адрес тут ссылка здесь Геймер Борис тут sitemap